Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 05.07.2010 N Ф09-4280/10-С3 по делу N А76-42359/2009-33-850/169 Требование: Об отмене решения налогового органа. Обстоятельства: Налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок аудиторского заключения к годовому бухгалтерскому отчету. Решение: Требование удовлетворено, поскольку отсутствует вина, налогоплательщик по объективным причинам не имел возможности своевременно представить годовую отчетность, так как это привело бы к нарушению установленного учредительными документами порядка представления годового отчета и представлению неточной информации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июля 2010 г. N Ф09-4280/10-С3

Дело N А76-42359/2009-33-850/169

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Первухина В.М.,

судей Анненковой Г.В., Гусева О.Г.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.01.2010 по делу N А76-42359/2009-33-850/169 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества “Уральский промышленный банк“ (далее - общество, налогоплательщик) к налоговому органу, Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление) о признании недействительными ненормативных актов.

Лица, участвующие в деле,
о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

инспекции - Юнацкая М.Е. (доверенность от 11.01.2010 N 05-09/000237);

управления - Юнацкая М.Е. (доверенность от 12.03.2010 N 07-71/40.

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 29.06.2009 N 18/874/63 (с учетом отказа от заявленных требований в части признания недействительным решения управления от 20.08.2009 N 16-07/002740, принятого судом первой инстанции в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 50 руб.

Решением суда от 20.01.2010 (судья Харина Н.Г.) заявленные требования налогоплательщика удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 (судьи Малышев М.Б. Кузнецов Ю.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению инспекции, факт непредставления банком аудиторского заключения в срок, установленный п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, что свидетельствует о наличии состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 Кодекса. Налоговый орган полагает, что Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации“, согласно которому правила бухгалтерского учета и отчетности
для кредитных организаций устанавливаются Банком России, распространяется лишь на отчетность, представляемую в Центральный банк России.

Отзыва на жалобу обществом не представлено.

Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка своевременности представления обществом бухгалтерской отчетности - аудиторского заключения за 2008 г., по результатам которой налоговым органом составлен акт от 04.06.2009 N 18/3049/63 и вынесено решение от 29.06.2009 N 18/874/63 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 50 руб.

Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о непредставлении налогоплательщиком в установленный срок аудиторского заключения за 2008 г.

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, п. 86 Приказа Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н “Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации“ годовая отчетность должна быть представлена в налоговый орган по месту учета до 31.03.2009, однако фактически представлена налогоплательщиком 27.05.2009.

Не согласившись с решением инспекции, общество обжаловало его в административном порядке в вышестоящий налоговый орган. Решением управления от 20.08.2009 N 16-07/002740 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Полагая, что решение налогового органа от 29.06.2009 N 18/874/63 нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из неправомерности оспариваемого решения налогового органа в связи с отсутствием вины общества в совершении правонарушения.

Вывод судов основан на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует законодательству.

В силу п. 1 ст. 126 Кодекса
непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных данным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Согласно п. 6 ст. 108 Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 109 Налогового кодекса РФ, а не пункт 2 статьи 110.

В соответствии с п. 2 ст. 110 Кодекса отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения исключает привлечение его к ответственности за совершение данного налогового правонарушения

На основании подп. 5 п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом “О бухгалтерском учете“, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; д) пояснительной записки.

Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“).

В отношении кредитных учреждений в силу п. 14 ст. 4, ст. 57 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и ст. 40 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“ Банк России устанавливает обязательные правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями.

Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ установлено, что указания Банка России отнесены к нормативным актам Банка России.

Согласно п. 1.4 указаний Центрального банка “О порядке составления кредитными организациями годового отчета“ от 08.10.2008 N 2089-У, порядок и срок составления годового отчета утверждаются в учетной политике кредитной организации исходя из установленного в соответствии с учредительными документами порядка представления годового отчета на утверждение общего собрания акционеров (участников) и с учетом сроков проведения аудиторской проверки.

Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных учреждениях на территории Российской Федерации регламентируются положением Центрального
банка Российской Федерации от 26.03.2007 N 302-П.

Поскольку годовое общее собрание акционеров налогоплательщика (проводимое в соответствии с п. 15.5 устава не ранее чем через 2 месяца и не позднее 6 месяцев после окончания финансового года банка) на котором утвержден годовой отчет за 2008 г. и годовая бухгалтерская отчетность за 2008 г. проведено 22.05.2009, аудиторское заключение за 2008 год в инспекцию представлено только 27.05.2009.

При таких обстоятельствах, суды сделали правильный вывод о том, что общество по объективным причинам не имело возможности предоставить годовую отчетность, в том числе аудиторское заключение в срок, предусмотренный п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, так как это привело бы к нарушению установленного учредительными документами порядка представления годового отчета, предусмотренного п. 1.4 Указаний Центрального банка “О порядке составления кредитными организациями годового отчета“ от 08.10.2008 N 2089-У и представлению в налоговый орган неточной информации.

Кроме того, суды обоснованно сослались на наличие противоречий норм, содержащихся в п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ и в п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“, что в силу п. 7 ст. 3 Кодекса толкуется в пользу налогоплательщика.

Таким образом, вывод судов об отсутствии вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и оснований для его привлечения к налоговой ответственности является правильным.

При рассмотрении дела арбитражным судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Выводы судов
и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.01.2010 по делу N А76-42359/2009-33-850/169 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.

Председательствующий

ПЕРВУХИН В.М.

Судьи

АННЕНКОВА Г.В.

ГУСЕВ О.Г.