Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 03.06.2010 N Ф09-4210/10-С1 по делу N А76-44247/2009-63-866/2 Требование: О привлечении к ответственности по части 3 ст. 14.1 КоАП РФ за допуск к охране объекта лица, не имеющего соответствующей квалификации, подтвержденной специальным удостоверением, при отсутствии договора на оказание охранных услуг. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истек срок давности привлечения к ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 2010 г. N Ф09-4210/10-С1

Дело N А76-44247/2009-63-866/2

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей Василенко С.Н., Ященок Т.П.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Охранное предприятие “Щит и Современные системы безопасности“ (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2010 по делу N А76-44247/2009-63-866/2 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 по указанному делу.

В судебном заседании принял участие представитель общества - Козлов В.М. (доверенность от 03.06.2010 N 8).

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения
информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Отдел внутренних дел по Ленинскому району г. Магнитогорска (далее - ОВД) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением суда от 12.01.2010 (судья Михайлова Е.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить в части выводов о доказанности факта административного правонарушения, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Также заявитель кассационной жалобы указывает на то, что объект, на который прибыл экипаж общества, не состоял под его охраной, в связи с чем обществом не осуществлялось никаких действий на данном объекте, связанных с оказанием охранных услуг. Помимо изложенного заявитель кассационной жалобы сослался на то, что на охраняемый объект прибыл экипаж общества в составе лицензированного охранника и его ученика Бобина Ю.И., который охранных функций на названном объекте не исполнял. При этом ученик охранника состоит в трудовых отношениях с обществом с ограниченной ответственностью “Охранное предприятие “Щит“ (далее - предприятие).

Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности для оказания охранных услуг в пределах Российской Федерации от 11.09.2009 сроком действия до 11.09.2014.

Сотрудниками ОВД 22.10.2009 на основании распоряжения от 22.10.2009 N 103/25 проведена плановая проверка соблюдения обществом лицензионных требований и условий при оказании охранных услуг муниципальному общеобразовательному учреждению “Средняя общеобразовательная
школа N 55“ (далее - объект, МОУ СОШ N 55), расположенному по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ленинградская, 24, на основании договора от 15.09.2008.

В ходе проверки установлено, что общество осуществляет деятельность с нарушениями лицензионных требований, а именно: прибывший на объект в составе группы предприятия сотрудник общества Бобин Ю.И. осуществлял охранную деятельность, не имея соответствующей квалификации, подтвержденной удостоверением охранника, и при отсутствии заключенного с обществом договора на охрану объекта.

По результатам проверки составлен акт проверки от 22.10.2009 (зафиксировавший факт оказания охранных услуг группой в составе охранника предприятия Гладышева С.Г. и ученика охранника общества Бобина Ю.И.), а также в отношении общества 10.12.2009 составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса.

На основании изложенного ОВД 14.12.2009 обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из истечения срока давности привлечения общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела. При этом суды пришли к выводу о доказанности факта совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Частью 3 ст. 14.1 Кодекса установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа.

Согласно подп. 79 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон N 128-ФЗ) негосударственная (частная) охранная деятельность подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии со ст. 2 Закона N 128-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение
которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу подп. “б“ п. 4 Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 600, одним из лицензионных условий при осуществлении охранной деятельности является наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, квалификации, отвечающей требованиям Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации“ (далее - Закон N 2487-1) и подтвержденной удостоверениями охранника.

Таким образом, удостоверение охранника (и соответствующую квалификацию) обязаны иметь работники, осуществляющие функции частных охранников.

Статья 11.1 Закона N 2487-1 предусматривает, что право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.

В соответствии с положениями ст. 3 Закона N 2487-1 физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в данной статье.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что обществом на сигнал тревожной сигнализации, поступивший с объекта (МОУ СОШ N 55), организован выезд экипажа, в результате чего к охране названного объекта допущен сотрудник Бобин Ю.И. в отсутствие соответствующей квалификации, подтвержденной удостоверением частного охранника,
и при отсутствии договора на оказание охранных услуг с обществом.

Таким образом, общество допустило на охраняемый объект лицо, не имеющее соответствующей квалификации, подтвержденной специальным удостоверением или договором, заключенным с обществом, на оказание охранных услуг.

При этом суды верно указали, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вменяемого административного правонарушения (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).

При таких обстоятельствах, правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении обществом лицензионных требований и условий и обоснованно указали на наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

Вместе с тем согласно ст. 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“, учитывая, что сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 Кодекса, не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку, как правильно установлено судами, нарушение обществом лицензионных требований и условий при осуществлении им охранной деятельности совершено 22.10.2009, на момент рассмотрения заявления ОВД Арбитражным судом Челябинской области (11.01.2010) срок давности привлечения общества к административной
ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса, истек, в связи с чем общество не подлежит привлечению к административной ответственности.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2010 по делу N А76-44247/2009-63-866/2 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Охранное предприятие Щит и Современные системы безопасности“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛУКЬЯНОВ В.А.

Судьи

ВАСИЛЕНКО С.Н.

ЯЩЕНОК Т.П.