Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 21.04.2010 N Ф09-2811/10-С5 по делу N А50-9961/2009 Требование: О взыскании платы за пользование вагонами. Обстоятельства: Перевозчик полагал, что по вине владельца пути возник простой вагонов. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования условиями договора не предусмотрено, размер такой платы сторонами не согласован.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2010 г. N Ф09-2811/10-С5

Дело N А50-9961/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкасской Г.Н.,

судей Гайдука А.А., Макарова В.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (далее - общество “РЖД“) на решение Арбитражного суда Пермского края от 02.11.2009 по делу N А50-9961/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняла участие
представитель открытого акционерного общества “Уралкалий“ (далее - общество “Уралкалий“) - Еремчук Т.В. (доверенность от 01.01.2010 N 5).

Общество “РЖД“ в лице структурного подразделения - Пермского отделения обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу “Уралкалий“ о взыскании 14 569 руб. 40 коп. платы за пользование вагонами в ожидании подачи их на железнодорожные пути необщего пользования.

Решением суда от 02.11.2009 (судья Белоцерковская Г.Д.) в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 (судьи Шварц Н.Г., Масальская Н.Г., Назарова В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество “РЖД“ просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение норм материального права (ст. 432, 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 56 Устава железнодорожного транспорта). По мнению заявителя, расчет платы за пользование вагонами, произведенный с применением тарифного руководства, соответствует согласованному сторонами условию, содержащемуся в подп. “б“ п. 13 договора на подачу и уборку вагонов N 4/6, в связи с чем судами сделан необоснованный вывод о несогласованности сторонами условия о размере платы за пользование вагонами, простаивающими на путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, между обществом “РЖД“ (перевозчик) и обществом “Уралкалий“ (пользователь) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования общества “Уралкалий“ от 01.09.2005 N 4/6, согласно условиям которого подача и уборка вагонов производится со станции Березники-Сортировочная. Подача, расстановка на места погрузки, выгрузки
и уборка вагонов производится с железнодорожного пути необщего пользования общества “Уралкалий“, примыкающего к 6-му пути станции Калийная стрелочными переводами N 23, 26 и к 16-му пути стрелочным переводом N 11, обслуживаемого локомотивом перевозчика.

В мае 2008 года на железнодорожных путях общего пользования станции Березники-Сортировочная в ожидании принятия на пути необщего пользования находились вагоны, принадлежащие обществу “Уралкалий“. Вагоны, принадлежащие обществу “Уралкалий“, определены как годные под погрузку и направлены в парк, что подтверждается выпиской из книги формы ВУ-14 и натурным листом поезда станции формирования Березники-Сортировочная назначением парк Калийная.

Общество “РЖД“ на основании ведомостей подачи и уборки вагонов и в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, Тарифного руководства N 2 начислило обществу “Уралкалий“ за время нахождения вагонов ответчика на железнодорожных путях общего пользования плату в сумме 14 569 руб. 40 коп.

Размер платы определен истцом с учетом Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).

Общество “РЖД“ составило акты общей формы, в которых зафиксировало факт простоя вагонов и время их простоя. Представитель ответчика отказался от подписания указанных актов общей формы.

Ссылаясь на неисполнение обществом “Уралкалий“ обязанности по оплате времени нахождения вагонов, принадлежащих ответчику, на железнодорожных путях общего пользования, общество “РЖД“ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском. В качестве основания указанной обязанности ответчика истец указал ст. 39, 62 Устава железнодорожного транспорта, ст. 309, 784, 791 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, может быть взыскана в
пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.

Согласно ст. 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.

Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.

Размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.

На
основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.

Согласно п. 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ в соответствии со ст. 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Поскольку договором, заключенным между сторонами, взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования не предусмотрено и не определен размер такой платы, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Довод заявителя жалобы о том, что размер платы за задержку приема грузополучателями, грузоотправителями вагонов, принадлежащих им или арендованных ими, установлен Тарифным руководством N 2 и согласован сторонами в подп. “б“ п. 13 договора судом кассационной инстанции отклоняется по следующим основаниям.

Исходя из ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“, ст. 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“ общество “РЖД“ относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.

Размер платы за пользование вагонами,
контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

В силу п. 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.

Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены ст. 39 Устава.

Из буквального толкования ст. 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими обществу “РЖД“, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Оснований для переоценки выводов судов и установленных судами обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов
(ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 02.11.2009 по делу N А50-9961/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ЧЕРКАССКАЯ Г.Н.

Судьи

ГАЙДУК А.А.

МАКАРОВ В.Н.