Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2010 N Ф09-10711/09-С1 по делу N А47-6689/2009 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 6 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение срока представления в банк справки о подтверждающих документах и копии акта оказания услуг. Решение: Требование удовлетворено, поскольку в связи с заключением дополнительного соглашения к контракту его сумма стала меньше установленного законом предела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 января 2010 г. N Ф09-10711/09-С1

Дело N А47-6689/2009

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т.П.,

судей Лукьянова В.А., Лимонова И.В.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - территориальное управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.08.2009 по делу N А47-6689/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2009 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского
округа, в судебное заседание не явились.

От территориального управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество с ограниченной ответственностью “Ремпуть“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального управления от 16.07.2009 N 2/213 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб.

Решением суда от 14.08.2009 (судья Сиваракша В.И.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2009 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе территориальное управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами п. 1.1, 1.2 положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению территориального управления, в ходе осуществления производства по делу об административном правонарушении в действиях общества установлено и материалами дела подтверждено наличие состава вменяемого административного правонарушения. В обоснование доводов кассационной жалобы административный орган указывает, что контракт от 04.07.2008 N 20/1 изначально был заключен на сумму превышающую 5000 долларов США. При
этом, валютные операции во исполнение условий данного контракта были осуществлены в октябре 2008 г., тогда как дополнительное соглашение, в соответствии с которым стороны сумму договора до 126 274 руб. 16 коп. (менее 5000 долларов США) подписано 13.11.2008. В связи с этим, у общества имелась обязанность по представлению в уполномоченный банк подтверждающих документов с соблюдением установленного порядка и сроков.

Как следует из материалов дела, территориальным управлением проведена проверка по вопросам соблюдения обществом актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при совершении валютных операций, о чем составлен акт проверки от 30.06.2009.

В ходе проведения проверки территориальным управлением установлено, что между обществом (заказчик) и филиалом акционерного общества “Национальная компания “Казахстан Темир Жолы“ (исполнитель; Республика Казахстан) заключен договор от 04.07.2008 N 20/1, согласно которому исполнитель обязался оказать транспортные услуги по перевозке грузов. Пунктом 2.1 данного договора предусмотрена 100% предоплата в российских рублях за перевозку грузов, п. 2.5 - общая сумма договора 400 000 руб.

В филиале “Оренбургский“ открытого акционерного общества коммерческий банк “Агроимпульс“ 11.07.2008 открыт паспорт сделки N 08070001/0514/0011/4/0.

Согласно акта от 20.10.2008 N 432/448 исполнитель оказал заказчику транспортные услуги на сумму 1279 руб. 12 коп.

Справка о подтверждающих документах и копия акта оказания услуг представлены обществом в уполномоченный банк 17.11.2008, то есть, по мнению территориального управления, с нарушением установленного действующим законодательством срока на 15 календарных дней.

По результатам проверки территориальным управлением составлен протокол от 30.06.2009 N 2/213 об административном правонарушении и вынесено постановление от 16.07.2009 N 2/213 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40
000 руб.

Считая постановление территориального управления от 16.07.2009 N 2/213 о привлечении к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ч. 6 ст. 15.25 Кодекса несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа.

На основании ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением и Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“.

В соответствии с п. 2.1 Положения в целях учета валютных
операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном данным Положением, представляет в Банк России, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к указанному Положению (п. 2.2 Положения).

Согласно п. 2.4 Положения резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в п. 2.2 данного Положения, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт оказания услуг. При этом в справке (графы 4 - 7) должна быть отражена точная сумма по подтверждающим документам в единицах валюты (стоимость работ, услуг). В графе 2 справки указывается в соответствии с видом подтверждающих документов один из кодов (01 - 14) (п. 2, 3 приложения 1 к указанному Положению).

По смыслу приведенных нормативных положений для целей валютного контроля имеет значение дата (время) оформления любых документов, позволяющих установить точную стоимость
выполненных работ, оказанных услуг.

Судами установлено, материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт несоблюдения порядка и сроков представления подтверждающих документов в уполномоченный банк.

Вместе с тем, п. 1.1 Положения установлено, что его действие распространяется на валютные операции, осуществляемые между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта.

Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку до истечения срока представления в уполномоченный банк подтверждающих документов обществом было заключено дополнительное соглашение от 13.11.2008, изменившее общую сумму договора от 04.07.2008 N 20/1, которая составила 126 274 руб. 16 коп. (менее 5000 долларов США), событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в данном случае отсутствует.

Кроме того, суды верно отметили, что на момент оформления заказчиком акта оказания транспортных услуг от 20.10.2008 N 432/448 и его подписания исполнителем 23.10.2008 фактическая общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление административного органа.

Доводы территориального управления, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Судом апелляционной инстанции им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием
для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.08.2009 по делу N А47-6689/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ЯЩЕНОК Т.П.

Судьи

ЛУКЬЯНОВ В.А.

ЛИМОНОВ И.В.