Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2010 по делу N А05-7312/2010 Суд отказал в привлечении ООО к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности, содержащей признаки азартной игры с использованием игровых автоматов, поскольку истек срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2010 г. по делу N А05-7312/2010

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.07.2010 (судья Пигурнова Н.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 (судьи Кудин А.Г., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А05-7312/2010,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с
заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Сайрус“ (далее - ООО “Сайрус“) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 27.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2010 решение от 27.07.2010 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит отменить судебные акты.

Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной на основании приказа от 08.06.2010 N 01-09/057 проверки соблюдения ООО “Сайрус“ требований законодательства по лицензированию, а также организации и проведению лотерей и азартных игр Инспекция установила, что по адресам: Архангельская область, Плесецкий район, поселок Плесецк, улица Уборевича, 11 и город Мирный, улица Неделина, 16/1, осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием электронного оборудования, имеющего признаки игровых автоматов, без специального разрешения (лицензии).

По данному факту составлены протоколы осмотра помещений от 08.06.2010, а также протокол от 21.06.2010 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Для решения вопроса о привлечении ООО “Сайрус“ к административной ответственности Инспекция направила материалы проверки в арбитражный суд.

Суд отказал налоговому органу в удовлетворении заявленных им требований, сославшись на то, что вменяемое ООО “Сайрус“ правонарушение не подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление
предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно статье 3 Федерального закона “О государственном регулировании деятельности по организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон. Азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; выигрыш - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (статья 4).

Статьей 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“ определено, что лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник) получает право на выигрыш, если будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор оформляется выдачей
лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Розыгрыш призового фонда - это процедура, которая проводится с использованием лотерейного оборудования и основана на принципе случайного определения выигрышей. Под лотерейным оборудованием понимается оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами. Стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (статья 3).

Согласно представленной в материалы дела копии договора от 28.05.2010 N 2805/10 ООО “Сайрус“ приняло на себя обязательство от своего имени, но за счет общества с ограниченной ответственностью “КОПИЛЭНД“ (далее - ООО “КОПИЛЭНД“) совершать действия по реализации товара торговой марки “КОПИЛЭНД“ и проведению стимулирующей лотереи на собственном или арендованном лотерейном оборудовании по правилам проведения стимулирующей лотереи (ООО “КОПИЛЭНД“ включено в Государственный реестр всероссийских лотерей как организация, проводящая стимулирующую лотерею).

Согласно условиям стимулирующей лотереи участнику лотереи необходимо приобрести товар (календари, открытки, картонные и пластиковые карты торговой марки “КОПИЛЭНД“) с нанесенным на нем уникальным номером из расчета, что один купленный товар соответствует одной заявке, предъявить заявку представителю организатора лотереи с указанием в ней уникального номера. Призовой фонд формируется за счет средств организатора до проведения каждого тиража и разыгрывается отдельными тиражами по графику, установленному организатором. Розыгрыш призового фонда проводится организатором с использованием лотерейного оборудования, оснащенного программой “Генератор случайных чисел“, которая случайным образом выбирает один уникальный номер, обладатель которого признается победителем. Для проведения розыгрыша призового фонда создается тиражная комиссия, непосредственно проводящая розыгрыш путем составления соответствующего протокола тиража. Результат розыгрыша публикуется в средствах массовой информации,
в том числе в электронном издании “Лотереи России“.

Между тем, как правомерно установлено судом по материалам дела, ООО “Сайрус“ в нарушение условий проведения стимулирующей лотереи осуществлялась деятельность, содержащая признаки азартной игры с использованием игровых автоматов (в проверяемых помещениях находилось электронное оборудование; документов, свидетельствующих о розыгрыше призового фонда, подведении итогов, фиксации и подтверждении результатов тиража путем оформления соответствующих протоколов не представлено; в качестве соглашения о выигрыше выступает внесение посетителем денежных средств, эквивалентных количеству баллов, вводимых в автомат; предшествующая игре продажа полиграфического товара не производится; прием заявок на участие в лотерее от посетителей представителем организатора лотереи не осуществляется; тиражная комиссия не создается; риск состоит в том, что игрок заранее не знает, выиграет ли он игру на автомате; призовой фонд формируется за счет средств, вносимых игроками).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона “О государственном регулировании деятельности по организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим же законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям. При этом игорные заведения могут быть открыты только в игорных зонах (часть 4 статьи 5), организация которых статьей 9 названного Закона определена в Алтайском, Приморском и Краснодарском крае, а также в Калининградской и Ростовской областях.

В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Федерального закона “О государственном регулировании деятельности по организации азартных игр и
о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.

Таким образом, в связи с существующим запретом на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон, такая деятельность вне игорных зон подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

При таком положении, с учетом пропуска предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности (протокол об административном правонарушении от 21.06.2010) и того, что, исходя из этих обстоятельств, ООО “Сайрус“ не может быть привлечено к административной ответственности, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов, которыми отказано в привлечении ООО “Сайрус“ к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.07.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу N А05-7312/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.О.МАТЛИНА

Судьи

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ