Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2010 по делу N А21-2844/2010 Суд удовлетворил иск о взыскании с РФ в лице Минфина РФ убытков, образовавшихся в результате предоставления МУП льгот по оплате отопления и содержания жилья педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, поскольку доказательств выделения из федерального бюджета денежных средств, достаточных для предоставления указанных льгот, бюджету субъекта РФ в рассматриваемый период в материалах дела не имеется.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 декабря 2010 г. по делу N А21-2844/2010

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Тарасюка И.М., Яковца А.В., рассмотрев 30.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2010 по делу N А21-2844/2010 (судья Можегова Н.А.),

установил:

Муниципальное унитарное предприятие “Жилищно-коммунальное хозяйство поселка Озерки“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Калининградской области (далее - Минфин КО) о взыскании 289 798 руб. 68 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления в 2009 году льгот по
оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.

Определением от 24.05.2010 в качестве второго ответчика к участию в деле привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Предприятие уточнило заявленные требования и просило взыскать 289 798 руб. 68 коп. с Минфина РФ.

В предварительном судебном заседании Предприятие заявило об отказе от иска к Минфину КО. Суд не принял отказ от иска к Минфину КО, поскольку второй ответчик заявил возражения.

В порядке статьи 49 АПК РФ Предприятие уточнило заявленные требования и просило взыскать 281 163 руб. 74 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате отопления (январь - апрель 2009) и льгот по содержанию жилья (январь - июль 2009).

Решением от 09.07.2010 с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Предприятия взыскано 281 163 руб. 74 коп. В иске к Минфину КО отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение суда первой инстанции в части взыскания убытков с Российской Федерации и отказать в иске к Российской Федерации. Минфин РФ считает, что надлежащим ответчиком является Калининградская область в лице Минфина КО.

О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации муниципального образования “Озерковское сельское поселение“ с 11.01.2007 жилищный фонд муниципального образования передан на обслуживание Предприятию. В период с января по июль
2009 года Предприятие выполняло функции управляющей компании в отношении многоквартирных жилых домов, находящихся на территории муниципального образования, и предоставляло гражданам услуги по содержанию жилого фонда.

Из договора от 25.11.2008 N 381 Предприятию передана в аренду котельная в поселке Озерки, срок действия договора - по 01.05.2009. Котельная с оборудованием возвращена арендодателю по акту.

Предприятие ссылается на то, что в период с января по апрель 2009 года Предприятие оказывало услугу теплоснабжения потребителям, проживающим в указанном поселке. При оказании услуг Предприятие предоставляло отдельным категориям граждан льготы, в результате чего понесло убытки, невозмещение которых послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (далее - Закон об образовании) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ (далее - Постановление N 23) при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования
о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В определении от 08.02.2007 N 322-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, обязав еще в 2003 году субъекты Российской Федерации установить и до 01.01.2005 ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, федеральный законодатель вместе с тем сохранил в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона об образовании в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ указание на их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это означает, что переход от
предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, то есть соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения. С целью оказания необходимой помощи регионам федеральными законами от 23.12.2004 “О федеральном бюджете на 2005 год“ (статья 40), от 26.12.2005 “О федеральном бюджете на 2006 год“ (статья 40) и от 19.12.2006 “О федеральном бюджете на 2007 год“ (статья 43) утвержден Федеральный фонд софинансирования социальных расходов соответственно на 2005, 2006 и 2007 годы, средства которого направляются в том числе на частичное возмещение расходов бюджетов Российской Федерации на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на их получение, включая работающих и проживающих в сельской местности педагогических работников. Таким образом, оспариваемая заявителем норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержавшееся в Федеральном законе “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и других законодательных актах Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и
коммунальных услуг. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“ уровня мер социальной поддержки.

Факт предоставления льгот и размер понесенных Предприятием расходов не оспариваются ответчиками и подтверждены материалами дела: списками педагогических работников; справками, содержащими расчет возмещения мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги; договорами на аренду помещения котельной и приобретение топлива для ее работы; документами об оплате приобретенного топлива.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, суд руководствовался Законом об образовании, Постановлением N 23, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 322-О-П.

Доказательства выделения из федерального бюджета денежных средств, достаточных для предоставления указанных льгот, бюджету Калининградской области в спорный период Минфином РФ не представлено.

Доводы кассационной жалобы Минфина РФ, которые сводятся к утверждению, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежат отклонению. Российская Федерация не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.

При таких обстоятельствах решение следует оставить без изменения, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2010 по делу N А21-2844/2010 оставить без изменения, а кассационную
жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

А.А.КУСТОВ

Судьи

И.М.ТАРАСЮК

А.В.ЯКОВЕЦ