Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2010 по делу N А56-28920/2010 Суд отказал Росалкогольрегулированию в привлечении ООО к ответственности по ст. 14.17 КоАП РФ за хранение на складе алкогольной продукции, информация об обороте которой не зафиксирована производителем в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), сделав вывод об отсутствии в действиях ООО состава данного правонарушения, поскольку общество не обязано фиксировать в ЕГАИС объемы приобретенной им алкогольной продукции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2010 г. по делу N А56-28920/2010

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Колесниковой С.Г., судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А., при участии от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу Крылова И.В. (доверенность от 26.04.2010), от общества с ограниченной ответственностью “Пролог“ Попова А.В. (доверенность от 17.06.2010), Красикова В.И. (доверенность от 27.07.2010), рассмотрев 01.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Пролог“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2010 по делу N А56-28920/2010 (судья Боровлев Д.Ю.),

установил:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Пролог“ (далее - ООО “Пролог“, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 07.07.2010 в удовлетворении заявления отказано, однако изъятая Управлением алкогольная продукция Обществу не возвращена, поскольку признана подлежащей изъятию из оборота.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ООО “Пролог“, ссылаясь на неправильное применение Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Закон N 171-ФЗ), просит отменить решение от 07.07.2010 в части изъятия алкогольной продукции, возвратив ее Обществу. Податель жалобы считает, что суд неправильно применил статью 25 Закона N 171-ФЗ и неправомерно изъял алкогольную продукцию, сделав ошибочный вывод о ее незаконном обороте.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Управления просил оставить решение суда без изменения по мотивам, изложенным в отзыве.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлен перерыв с 25.10.2010 до 01.11.2010.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 23.07.2007 Обществу выдана лицензия N А647065 (регистрационный номер 43) на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции сроком до 22.07.2012.

На основании приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19.04.2010 N 93 Управлением проведена проверка соблюдения ООО “Пролог“ лицензионных требований и условий. В ходе контрольных мероприятий выявлено и отражено
в протоколах осмотра от 29.04.2010 N 3 и от 05.05.2010 N 4, что на складе, находящемся по адресу: город Санкт-Петербург, Коломяжский проспект, дом 13, литера АЕ, Общество хранит алкогольную продукцию, информация об обороте которой согласно письмам Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 28.04.2010 N 09-03-04/48-АК и от 30.04.2010 N 09-03-04/49-АК не зафиксирована производителем в базе данных Единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС), в том числе - 7184 бутылки водки “Добрая в графине беспохмельная“ (емкостью 0,5 л, дата розлива 21.03.2010); 409 бутылок водки “Добрая классика с серебряным жетоном“ (емкостью 0,5 л, даты розлива 14.09.2009, 19.03.2010, 14.03.2010; 18 бутылок водки “Добрая в графине мягкая“ (емкостью 0,5 л, дата розлива 22.03.2010) и 2602 бутылки водки “Добрая классика с серебряным жетоном“ (емкостью 0,5 л, дата розлива 15.03.2010).

Определением от 29.04.2010 N 135 Управление возбудило в отношении Общества административное дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ. В рамках производства по настоящему административному делу в отношении указанной алкогольной продукции применена мера обеспечения в виде ареста, о чем составлен протокол ареста товаров и иных вещей от 05.05.2010.

По результатам расследования составлен протокол об административном правонарушении от 17.05.2010 N 135.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО “Пролог“ состава вмененного ему административного правонарушения и отказал Управлению в удовлетворении заявления, однако признал изъятую алкогольную продукцию находящейся в незаконном обороте, подлежащей изъятию с направлением на переработку или уничтожение.

Кассационная инстанция, изучив
материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

В соответствии со статьей 18 Закона N 171-ФЗ на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена выдача лицензии.

В лицензии, выданной Обществу на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, предусмотрено, что лицензионным условием является осуществление данного вида деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в Единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 названного Федерального закона.

Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.

Порядок учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен в статье 14 Закона N 171-ФЗ, согласно пункту 2 которой учет объема производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны иметь технологическое оборудование, оснащенное техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Единую
государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.

При этом согласно пункту 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ указанное требование не распространяется на учет объема:

1) розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

2) закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помещаемых под таможенные режимы международного таможенного транзита, беспошлинной торговли, уничтожения, таможенного склада или под таможенный режим перемещения припасов при условии, что помещаемые под данный таможенный режим товары находятся на бортах морских, речных судов, воздушных судов и в поездах, а также под иные специальные таможенные режимы, установленные статьей 268 Таможенного кодекса Российской Федерации;

4) хранения ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с таможенной процедурой временного хранения товаров;

5) закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением учета объема закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 7 Правил функционирования Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 (далее - Правила N 522), предусмотрено, что организация, осуществляющая производство и (или) оборот продукции, представляет по информационно-телекоммуникационным сетям заявку о фиксации
в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальный орган) в порядке, установленном Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой. Действие названного пункта не распространяется на организации, осуществляющие:

розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции;

закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, фиксации в ЕГАИС подлежат производство, а также совершаемые производителем закупка, хранение и поставка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 19 Правил N 522 организациям предоставляется информация, представленная ими в единую информационную систему, а также информация о закупаемой или поставленной ими продукции в соответствии с перечнем информации, утвержденным Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Для получения информации организация, используя технические средства, направляет в территориальный орган в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям запрос по форме и в формате, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.

Из приведенных норм следует, что обращение с запросом о предоставлении информации о закупаемой алкогольной продукции является правом, а не обязанностью организации, осуществляющей закупку такой продукции. Обязанность организаций, осуществляющих закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции отечественного производства, -
направлять в уполномоченный территориальный орган заявку о фиксации объема приобретенной ими алкогольной продукции - действующим законодательством не предусмотрена.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество хранило алкогольную продукцию, информация об обороте которой не зафиксирована производителем в ЕГАИС; а именно: 7184 бутылки водки “Добрая в графине беспохмельная“ (емкостью 0,5 л, дата розлива 21.03.2010), 409 бутылок водки “Добрая классика с серебряным жетоном“ (емкостью 0,5 л, даты розлива 14.09.2009, 19.03.2010, 14.03.2010), 18 бутылок водки “Добрая в графине мягкая“ (емкостью 0,5 л, дата розлива 22.03.2010), что отражено в протоколе осмотра от 29.04.2010 N 3, а также 2602 бутылки водки “Добрая классика с серебряным жетоном“ (емкостью 0,5 л, дата розлива 15.03.2010), что отражено в протоколе осмотра от 05.05.2010 N 4.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции посчитал недоказанной вину Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения и отказал Управлению в удовлетворении заявления о привлечении ООО “Пролог“ к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ. Суд правомерно исходил из того, что Общество не обязано фиксировать в ЕГАИС объемы приобретенной им алкогольной продукции и направлять запросы в ЕГАИС о наличии в ней сведений в отношении приобретенной продукции.

В силу части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.

Данное правило должно применяться также и при вынесении решения,
которым отказано в привлечении к административной ответственности согласно разъяснению, изложенному в пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению. Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона N 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Законом N 171-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежит алкогольная и спиртосодержащая продукция, реализуемая без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 названного Федерального закона.

По смыслу данной нормы в незаконном обороте находится алкогольная и спиртосодержащая продукция, которая реализуется без фиксации и передачи информации об объеме ее производства и оборота в ЕГАИС производителем. Такая продукция находится в незаконном обороте, как у производителя, так и у всех последующих ее покупателей. Исключения, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 8 Закона N
171-ФЗ, определяют те обороты алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не подлежит фиксации в ЕГАИС.

Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данном случае у Общества обнаружена алкогольная продукция, информация об обороте которой не зафиксирована в ЕГАИС ее производителем.

Поскольку на спорную алкогольную продукцию не распространяются исключения, предусмотренные подпунктами 1 - 5 пункта 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ, и она подлежит изъятию, суд сделал обоснованный вывод о том, что данный товар находится в незаконном обороте и подлежит изъятию у Общества в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ.

Кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о законности оборота спорной алкогольной продукции в связи с наличием у Общества необходимых сопроводительных документов, которые подтверждают законность оборота данной продукции. Наличие сопроводительных документов на реализуемую алкогольную продукцию не является обстоятельством, позволяющим считать ее находящейся в законном обороте в случае, если в отношении этой алкогольной продукции отсутствует информация в ЕГАИС.

В соответствии с пунктом 18 Правил N 522 при выявлении несоответствия сведений об алкогольной продукции, нанесенных на федеральную специальную или акцизную марку, информации, содержащейся в Единой информационной системе, достоверной считается информация, содержащаяся в названной Единой информационной системе. Таким образом, наличие на спорной алкогольной продукции федеральных специальных марок не является безусловным доказательством фиксации информации о реализуемой продукции в ЕГАИС.

Не усматривая нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, способных привести к принятию неправильного решения, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2010 по делу N А56-28920/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Пролог“ - без удовлетворения.

Председательствующий

С.Г.КОЛЕСНИКОВА

Судьи

Е.О.МАТЛИНА

Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ