Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2010 по делу N А26-11578/2009 Поскольку материалами дела подтверждается факт нарушения правил размещения контейнеров на контейнерной площадке МУП, которое осуществляет деятельность по санитарной очистке города от бытовых отходов и в обязанности которого входит установка, своевременная очистка и дезинфекция контейнеров, управление Роспотребнадзора правомерно привлекло предприятие к административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2010 г. по делу N А26-11578/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. О.А., судей Колесниковой С.Г., Михайловской Е.А., при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Мартынова И.А. (доверенность от 02.08.2010), рассмотрев 26.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по делу N А26-11578/2009 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Есипова О.И.),

установил:

Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие “Автоспецтранс“ (далее - Предприятие) обратилось в
Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее - Управление) от 29.10.2009 N 1897/09 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 25.12.2009 (судья Цветкова Е.Л.) в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.07.2010 решение суда первой инстанции отменено, постановление Управления признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе Управление просит отменить указанное постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение этим судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, совершенное Предприятием административное правонарушение квалифицировано правильно, к рассматриваемым отношениям положения статьи 1.7 КоАП РФ неприменимы.

В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы поддержал.

Жалоба рассмотрена без участия представителя Предприятия, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 07.10.2009 N 1453 Управлением 09.10.2009 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Предприятием законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности по вывозу отходов и обслуживанию площадки для установки контейнеров по адресу: город Петрозаводск, Лососинская набережная, дом 7.

Проверкой выявлено и зафиксировано в акте проверки от 09.10.2009 N 1453 и протоколе от 19.10.2009 N 0627 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ, что на контейнерной площадке вместо предусмотренных действующими санитарными правилами 5 размещено 7 контейнеров (6 на площадке и 1 рядом с ней).

Постановлением Управления от 29.10.2009 N 1897/09 Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения,
ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, придя к выводу о доказанности наличия в действиях Предприятия состава административного правонарушения.

Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что действующими правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе обязанность по содержанию контейнерных площадок возложена на управляющие организации. Кроме того, апелляционный суд пришел к выводу о неправильной квалификации совершенного Предприятием административного правонарушения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ (далее - Федеральный закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно Санитарным правилам содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-88) для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной системе специализированными транспортными коммунальными предприятиями (пункт 1.3). Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры (пункт 2.2.2).

Пунктом 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 предусмотрено, что площадки
для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 6.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент проверки).

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Предприятием осуществляется деятельность по санитарной очистке города от бытовых отходов, вывозу отходов с площадок для установки контейнеров и на момент проверки именно оно отвечало за установку, своевременную очистку и дезинфекцию контейнеров.

Судами также установлено, что на проверявшейся площадке было размещено 6 контейнеров, а рядом с площадкой находился 1 контейнер. В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, установив отсутствие доказательств невозможности соблюдения им действующих санитарных правил.

Сославшись на Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденные решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2010 N 26/41-813 (далее - Правила), апелляционный суд применил положение части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, указав на отсутствие в действиях Предприятия состава административного правонарушения.

Согласно статьям 11, 12 Правил обязанность по содержанию контейнерных площадок в границах земельных участков многоквартирных домов возложена на организации, осуществляющие управление многоквартирными домами.

По мнению кассационной инстанции, ссылка апелляционного суда на Правила и статью 1.7 КоАП РФ неправомерна, поскольку на момент проведения проверки действовали Правила благоустройства, обеспечения чистоты
и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденные решением Петрозаводского совета от 14.06.2001 N XXIV/XII-228, а положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ касаются обратной силы закона.

Также является неправомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что совершенное Предприятием административное правонарушение следовало квалифицировать по статье 8.2 КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, состоящих в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В данном случае Предприятию вменено нарушение действующих санитарных правил (СанПиН 42-128-4690-88) относительно правил размещения контейнеров, что охватывается диспозицией статьи 6.3 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Учитывая изложенное, обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции, в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по делу N А26-11578/2009 отменить.

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.12.2009 по тому же делу оставить в силе.

Председательствующий

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи

С.Г.КОЛЕСНИКОВА

Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ