Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2010 по делу N А56-71680/2009 Суд признал незаконным решение таможни об отказе ООО в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости ввезенных обществом товаров, поскольку материалами дела подтверждается, что представленными в таможню документами ООО подтвердило применение им основного метода определения таможенной стоимости товаров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2010 г. по делу N А56-71680/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Подвального И.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Магистральстройсервис“ Маркеловой И.А. (доверенность от 11.01.2010 N 07), Савченко А.В. (доверенность от 11.01.2010 N 23), от Балтийской таможни Сидорова П.С. (доверенность от 11.01.2010 N 04-19/10), рассмотрев 18.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2010 (судья Александрова Е.Н.) и постановление Тринадцатого
арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Есипова О.И.) по делу N А56-71680/2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Магистральстройсервис“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании незаконным решения Балтийской таможни (далее - Таможня) от 11.09.2009 N 15-05/29949 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации, и обязании Таможни возвратить 41 051 660 руб. 80 коп. на расчетный счет заявителя.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 12, 19, 20 - 23 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ (далее - Закон “О таможенном тарифе“). По мнению подателя жалобы, декларант документально не обосновал применение основного метода определения таможенной стоимости товаров, поэтому корректировка таможенной стоимости проведена Таможней обоснованно, в связи с чем в возврате денежных средств Обществу отказано.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной инстанции, а представители Общества возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 АПК РФ в связи с нахождением в отпуске судьи, ранее участвовавшего в рассмотрении кассационной жалобы, произведена замена судьи Самсоновой Л.А. на судью
Подвального И.О.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что Общество на основании контракта от 10.01.2003 N 01/04, заключенного с иностранной компанией “BARRINGTON Ltd. Co“, ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары различных наименований, в целях оформления которых в апреле - июле 2009 года подало в Таможню 29 грузовых таможенных деклараций.

Общество определило таможенную стоимость ввезенных товаров в соответствии с методом по цене сделки с ввозимыми товарами, в обоснование применения которого представило в Таможню комплекты документов, в частности, копию контракта от 10.01.2003, коносаменты, инвойсы, паспорт сделки, а также документы, дополнительно запрошенные таможенным органом.

В ходе таможенного оформления Таможня посчитала, что представленными документами не подтверждается таможенная стоимость товаров, произвела ее корректировку по резервному методу на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами с использованием ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа.

Полагая, что действия Таможни по корректировке таможенной стоимости ввезенных товаров незаконны, Общество обратилось в таможенный орган с заявлениями от 14.08.2009 N 14/08-09/9, 14/08-09/10, 14/08-09/11, 14/08-09/13, 14/08-09/14, 14/08-09/15, 14/08-09/16, 14/08-09/17, 14/08-09/18 и 14/08-09/19 о возврате суммы излишне уплаченных таможенных платежей.

Письмом от 11.09.2009 N 15-05/29949 Таможня сообщила Обществу об отказе в возврате таможенных платежей по причине отсутствия правовых оснований для возврата в связи с изменением величины таможенной стоимости товаров.

Общество оспорило отказ таможенного органа в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества, сделав вывод об отсутствии у Таможни оснований для корректировки таможенной стоимости ввезенных Обществом товаров и незаконности отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и
проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона “О таможенном тарифе“ определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (пункт 3 статьи 12 Закона “О таможенном тарифе“).

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона “О таможенном тарифе“ таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона “О таможенном тарифе“. При этом ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары.

Из подпункта 2 пункта 2 статьи 19 Закона “О таможенном тарифе“ следует, что таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено.

Резервный метод определения таможенной стоимости товаров применяется, если она не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20 - 23 Закона “О таможенном тарифе“. В таком случае таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путем использования способов, совместимых
с принципами и общими положениями Закона “О таможенном тарифе“, на основе данных, имеющихся в Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Закона “О таможенном тарифе“).

Согласно пункту 4 статьи 131 ТК РФ в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод ее определения.

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, установлен приказом Федеральной Таможенной Службы от 25.04.2007 N 536 “Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом“. В приложении N 1 к названному приказу определен перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации.

Судами двух инстанций установлено и усматривается из материалов дела, что в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров Общество представило документы, необходимые для ее подтверждения. Таможня, посчитав, что представленные декларантом сведения о таможенной стоимости товара документально не подтверждены, запросила у него дополнительные документы.

По смыслу положений статьи 323 ТК РФ в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).

Таким образом, обязанность
декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган должен доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров“).

Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанции сделали правомерный вывод о том, что основания для корректировки таможенной стоимости у Таможни отсутствовали. При этом суды установили, что Таможня не представила надлежащих доказательств наличия условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, обоснованности сомнений в достоверности заявленной к декларированию стоимости товаров и, применив резервный метод определения таможенной стоимости без надлежащего обоснования невозможности использования предыдущих методов, нарушила правило последовательного их применения.

Суды в подтверждение незаконности действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости ввезенных товаров правомерно сослались на решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делам N А56-59998/2009, А56-57944/2009, А56-45133/2009, А56-51659/2009, А56-60948/2009, А56-49606/2009, А56-33063/2009, А56-30922/2009, предметом рассмотрения в которых явились решения Таможни о корректировке таможенной стоимости товаров.

Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, исходя из положений статьи 201 АПК РФ, законно и обоснованно возложили на таможенный орган обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Общества путем возврата Обществу излишне уплаченных таможенных платежей в размере 41 051 660 руб. 80 коп.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2010 и постановление
Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 по делу N А56-71680/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

И.С.ЛЮБЧЕНКО

Судьи

Л.Б.МУНТЯН

И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ