Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 по делу N А56-3342/2010 Суд правомерно отказал управлению ПФ РФ во взыскании с крестьянского хозяйства штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку размер взыскиваемого штрафа определен управлением исходя из размера страховых взносов в виде фиксированного платежа, плательщиками которого юридические лица не являются.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2010 г. по делу N А56-3342/2010

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Абакумовой И.Д. и Ломакина С.А., рассмотрев 13.09.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Приозерском районе Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2010 по делу N А56-3342/2010 (судья Александрова Е.Н.),

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приозерском районе Ленинградской области (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с крестьянского хозяйства Ф.И.О. (далее - крестьянское хозяйство)
257 руб. 60 коп. штрафа, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон N 27-ФЗ), за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением суда первой инстанции от 21.04.2010 в удовлетворении требований фонда отказано.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение от 21.04.2010 либо разрешить вопрос по существу. По мнению подателя жалобы, крестьянское хозяйство, для целей обязательного пенсионного страхования, является страхователем в отношении всех членов хозяйства, в том числе его главы, и обязано представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в порядке, предусмотренном для страхователей-работодателей.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, фонд провел проверку своевременности представления крестьянским хозяйством индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008 год. По результатам проверки составлен акт камеральной проверки от 02.06.2009 N 622 и принято решение от 25.06.2009 N 497 о привлечении крестьянского хозяйства к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 257 руб. 60 коп. штрафа. В ходе проверки фонд установил, что крестьянское хозяйство не представило в установленный срок (не позднее 01.03.2009) индивидуальные сведения за 2008
год на работающих у него застрахованных лиц.

Фонд направил главе крестьянского хозяйства Кибацу Л.И. требование от 25.06.2009 N 497 об уплате указанной суммы штрафа в срок до 16.07.2009.

Неисполнение требования в установленный срок послужило фонду основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ, а именно: индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы. Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа. Согласно пункту 4 статьи 28 Закона N 167-ФЗ порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа. Согласно пункту 1 Правил они распространяются как на глав крестьянских (фермерских) хозяйств, так и на других членов крестьянских (фермерских) хозяйств. Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. Установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования.

В силу абзаца 8 статьи 1 Закона N 27-ФЗ
индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, в соответствии с Законом N 167-ФЗ являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

В подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ установлено, что физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации должны быть представлены следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 Закона N 27-ФЗ определяет, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 данного Закона; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете. Пункт 2 статьи 10 Закона N 27-ФЗ определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.

Следовательно, Закон N 27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающий перечень сведений и оговорил случаи,
при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции установил, что фонд подал заявление о взыскании штрафа с крестьянского хозяйства как с юридического лица. В кассационной жалобе фонд также ссылается на то, что крестьянское хозяйство имеет десятизначный индивидуальный номер налогоплательщика, который присваивается юридическим лицам. Вместе с тем фонд определил размер взыскиваемого штрафа исходя из размера страховых взносов в виде фиксированного платежа, а фиксированные платежи уплачивают индивидуальные предприниматели; юридические лица не являются плательщиками страховых взносов в виде фиксированного платежа.

Главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются страхователями в отношении себя лично и обязаны самостоятельно уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.

Фонд не представил доказательств использования крестьянским хозяйством в 2008 году наемного труда и совершения выплат наемным физическим лицам.

Суд кассационной инстанции также считает необходимым указать на непоследовательность правовой позиции фонда по рассматриваемому делу. Так, в своей кассационной жалобе фонд указывает, что к ответственности за непредставление индивидуальных сведений было привлечено крестьянское хозяйство как юридическое лицо. Вместе с тем требование об уплате штрафа было адресовано и направлено именно главе крестьянского хозяйства - Кибацу Л.И. Из материалов дела также следует, что размер взыскиваемого штрафа рассчитан фондом не от всей суммы страховых взносов, подлежащих уплате за 2008 год в виде фиксированного платежа (3864 руб.), а только от суммы, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии (2576 руб.).

Глава крестьянского хозяйства может быть отнесен к категории “страхователь“ в соответствии с Законом
N 27-ФЗ только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы. Однако в рамках настоящего дела фонд не представил доказательств наличия у главы крестьянского хозяйства Кибаца Л.И. наемных работников. Размер штрафа рассчитан исходя из размера фиксированного платежа. Следовательно, Кибац Л.И. как глава крестьянского хозяйства в данном случае не относится к “страхователям“ в смысле, придаваемом данному термину Законом N 27-ФЗ.

Обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для его отмены или изменения.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2010 по делу N А56-3342/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Приозерском районе Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А.КОРПУСОВА

Судьи

И.Д.АБАКУМОВА

С.А.ЛОМАКИН