Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.07.2010 по делу N А56-34921/2009 Решение суда об отказе ООО во взыскании с ГУП долга по договору подряда на выполнение работ по техническому диагностированию наружных газопроводов с выдачей заключения экспертизы промышленной безопасности подлежит отмене, поскольку вывод суда о том, что общество не исполнило свои обязательства по договору, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2010 г. по делу N А56-34921/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Малышевой Н.Н. и Марьянковой Н.В., при участии от государственного унитарного предприятия “Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга“ Сидоровой Е.С. (доверенность от 17.06.2010 N 171), от общества с ограниченной ответственностью “Определение ресурса конструкций“ Куделенской А.В. (доверенность от 11.05.2010), рассмотрев 08.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Определение ресурса конструкций“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2009 (судья Калинина Л.М.) и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 (судьи Кашина Т.А., Аносова Н.В., Горшелев В.В.) по делу N А56-34921/2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Определение ресурса конструкций“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с государственного унитарного предприятия “Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга“ (далее - Предприятие) 85 550 руб. задолженности по договору от 28.02.2008 N 09/2008/2/293-08 на выполнение работ по техническому диагностированию наружных газопроводов котельных.

Решением суда первой инстанции от 04.10.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.02.2010, в иске отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 04.10.2009 и постановление от 10.02.2010 и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении исковых требований.

Податель жалобы ссылается на то, что Общество в рамках договора проделало большую работу, а именно: определило месторасположение объекта и составило схему газопровода; исследовало объект на предмет его возможной опасности. Податель жалобы указывает, что работы были выполнены в установленный договором срок; замечания, которые имеются в письме Ростехнадзора, являются несущественными и носят устранимый характер, но Предприятие не дало Обществу возможности их устранить.

По мнению подателя жалобы, условие договора об обязанности Общества передать Предприятию заключение экспертизы промышленной безопасности, утвержденное Ростехнадзором, противоречит действующему законодательству, согласно которому обязанность по передаче такого заключения в орган исполнительной власти в области промышленной безопасности возложена на Предприятие, что оно и сделало в данном случае.

Податель жалобы считает, что суды с нарушением требований статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) истолковали предмет договора, которым не предусмотрена обязанность Общества согласовать за Предприятие заключение экспертизы промышленной безопасности.

В кассационной жалобе Общество ссылается на то,
что Предприятие использует результат работ, выполненных в рамках договора, но необоснованно уклоняется от его оплаты.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Предприятия возражал против удовлетворения жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, между Предприятием (заказчик) и Обществом (исполнитель) заключен договор от 28.02.2008 N 09/2008/2/293-08 на выполнение работ по техническому диагностированию наружных газопроводов котельных (далее - Договор), по условиям которого исполнить обязуется выполнить собственными или привлеченными силами и средствами следующие работы: “техническое диагностирование наружных газопроводов котельной филиала групповых котельных Предприятия с выдачей заключения экспертизы промышленной безопасности в соответствии с заданием на техническое диагностирование (приложение N 1) и условиями Договора по адресу: наб. реки Волковки, д. 3“.

Согласно пункту 3.1 Договора окончание выполнения работ - 31.12.2008.

В ноябре 2008 года исполнитель передал заказчику для согласования предусмотренное Договором заключение экспертизы.

В соответствии с пунктами 5.2, 5.3 Договора заказчик в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения акта сдачи-приемки выполненных работ обязан направить исполнителю подписанный акт или мотивированный отказ от приемки работ. В случае мотивированного отказа заказчика от приемки работ сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок, выполняемых исполнителем за свой счет, с указанием сроков их исполнения.

Общество 16.12.2008 направило Предприятию акт приема-передачи и счет-фактуру по Договору.

Предприятие не передало Обществу ни подписанного акта приема-передачи работ, ни мотивированного отказа от приемки работ.

Заключение экспертизы, выполненное Обществом, 19.12.2008 Предприятие направило в Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора по Северо-Западному федеральному округу (далее - Ростехнадзор) для регистрации, рассмотрения и утверждения.

Решением Ростехнадзора от 29.01.2009 N 13-26009
Предприятию отказано в утверждении заключения экспертизы промышленной безопасности со ссылкой на отсутствие расчета остаточного срока службы газопровода.

С требованием об устранении недостатков выполненных работ Предприятие к Обществу не обращалось.

Предприятие направило в адрес Общество письмо от 05.03.2009 N 02-18/3731, в котором сообщило об отказе от подписания акта сдачи-приемки работ по Договору, а также об отказе заказчика от исполнения Договора.

Ссылаясь на то, что работы, предусмотренные Договором, выполнены в установленный срок, требования о доработке заключения экспертизы от заказчика не поступало и отказ заказчика от исполнения Договора является неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании оплаты по Договору.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска, поскольку пришли к выводу о том, что истец не исполнил свои обязательства по Договору.

Исследовав материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны при неправильном применении норм материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что между сторонами заключен Договор, предметом которого является выполнение Обществом работ по техническому диагностированию наружных газопроводов котельной Предприятия с выдачей заключения экспертизы промышленной безопасности в соответствии с заданием на техническое диагностирование (приложение N 1) и условиями Договора.

Вывод судов о том, что предметом Договора является также обязанность исполнителя по утверждению заключения экспертизы промышленной безопасности в Ростехнадзоре, не соответствует нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся
в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Предмет Договора определен сторонами в разделе 1. В задании на техническое диагностирование газопровода (приложение N 1) указаны цель диагностирования - получение обоснованных выводов о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности и установление ресурса его дальнейшей эксплуатации, а также требования к заключению экспертизы. Ни указанный раздел Договора, ни другие его разделы и приложения не содержат положения о том, что обязанностью исполнителя является утверждение заключения экспертизы в Ростехнадзоре.

В соответствии с пунктом 1.2 Договора работы по предмету Договора осуществляются в соответствии с действующими нормативными документами.

Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ (далее - Закон N 116-ФЗ) результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.

Согласно пункту 5 статьи 13 Закона N 116-ФЗ порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

В соответствии с требованиями указанного закона постановлением Федерального горного и промышленного надзора от 06.11.1998 N 64 утверждены Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - Правила).

Из содержания пунктов 4.2.1, 4.3.3 Правил следует, что экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями. Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.

Пунктами 4.4.2, 4.4.3 Правил установлено, что решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов,
полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них.

В пункте 5.1 Правил перечислены сведения, которые должно содержать заключение экспертизы.

В силу пунктов 5.2, 5.3 Правил заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику. Заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество провело техническое диагностирование газопровода и передало Предприятию предусмотренное Договором заключение экспертизы промышленной безопасности. Судебные акты не содержат указания на то, каким положениям Правил не соответствует подготовленное Обществом заключение экспертизы. Ссылки судов на отказ Ростехнадзора в утверждении данного заключения как на подтверждение ненадлежащего выполнения работ в данном случае недостаточно, поскольку Предприятие отказ госоргана в установленном порядке не обжаловало и не предоставило исполнителю возможности представить недостающий, по мнению Ростехнадзора, расчет остаточного срока службы газопровода.

Кроме того, приложение N 2 к Договору содержит перечень видов работ, выполняемых Обществом по Договору, и их стоимость. Данное доказательство не получило надлежащей оценки при рассмотрении спора. Вместе с тем его исследование имеет существенное значение для правильного рассмотрения спора, поскольку в случае неисполнения части предусмотренных Договором работ исполнитель в силу положений статей 702 и 711 ГК РФ имеет право на получение оплаты тех видов работ, которые выполнены надлежащим образом.

При рассмотрении спора суды пришли к выводу о том, что Обществом нарушены сроки выполнения работ по Договору. Данный вывод не
соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Так, согласно пункту 3.1 Договора работы должны быть выполнены к 31.12.2008. В соответствии с пунктом 7 технического задания срок диагностирования - 31.12.2008.

Судами обеих инстанций установлено, что исполнитель передал заказчику заключение экспертизы технической безопасности в ноябре 2008 года. Таким образом, вывод судов о выполнении Обществом обязательств по Договору с нарушением срока нельзя признать обоснованным.

Суды первой и апелляционной инстанции согласились с доводом Предприятия о том, что Договор прекратил свое действие в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения Договора на основании части 2 статьи 715 ГК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Вывод судов о том, что заказчик правомерно отказался от исполнения Договора на основании указанной нормы, нельзя признать обоснованным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что исполнитель нарушил сроки выполнения работ по Договору.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество сослалось на пункт 4.4.3 Договора, в соответствии с которым заказчик имеет право отказаться от исполнения Договора в одностороннем внесудебном порядке, уведомив об этом исполнителя не позднее чем за 30 дней до расторжения. В этом случае заказчик производит оплату фактически выполненных и принятых заказчиком работ.

В нарушение требований статьи 271 АПК суд апелляционной инстанции не дал надлежащей оценки данному доводу истца.

В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются
несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, дать надлежащую оценку доводам сторон и принять законное и обоснованное решение. По результатам рассмотрения спора надлежит распределить расходы по кассационной жалобе.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 по делу N А56-34921/2009 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий

В.К.СЕРОВА

Судьи

Н.Н.МАЛЫШЕВА

Н.В.МАРЬЯНКОВА