Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.05.2010 по делу N А05-21615/2009 Суд признал недействующими положения постановления администрации муниципального образования в части установления размера средневзвешенного норматива потребления тепловой энергии на отопление одного квадратного метра жилого фонда муниципального образования, поскольку установленный норматив не соответствует Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2010 г. по делу N А05-21615/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Бычковой Е.Н. и Старченковой В.В., рассмотрев 17.05.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования “Вельское“ на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.2010 по делу N А05-21615/2009 (судьи Хромцов В.Н., Бекарова Е.И., Дмитриевская А.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Вельские коммунальные системы“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействующим пункта 1 постановления администрации муниципального образования “Вельское“ (далее - Администрация) от 17.11.2009 N 175 “Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление
жилищного фонда на территории муниципального образования “Вельское“ (далее - постановление N 175).

Решением суда от 11.03.2010 требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что расчет норматива тепловой энергии на отопление жилищного фонда соответствует формуле, утвержденной в приложении к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании договора от 01.01.2009 N 17/280/09 Общество оказывает услуги по теплоснабжению жилищного фонда, в котором проживает население, а Администрация производила расчет за оказанные услуги.

Пунктом 1 постановления N 175 установлен средневзвешенный норматив потребления тепловой энергии на отопление одного квадратного метра жилого фонда муниципального образования “Вельское“ в размере 0,29 Гкал/год (0,037 Гкал/мес.).

Полагая, что постановление в названной части не соответствует методике расчета, установленной в Правилах N 306, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества о признании недействующим пункта 1 постановления N 175, поскольку установил, что норматив определен без учета положений Правил N 306.

Кассационная инстанция считает решение законным и обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным
органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Руководствуясь названными положениями, а также пунктом 1 статьи 29 АПК РФ, статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон N 131-ФЗ), суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что постановление N 175 является нормативным актом органа местного самоуправления и рассмотрение данного спора относится к компетенции арбитражного суда.

В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Как следует из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 306.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусмотрено, что при отсутствии в жилых домах общедомовых приборов учета расчет
платы за коммунальные услуги производится с использованием в формуле норматива, утвержденного в порядке, определенном Правилами N 306.

Судом первой инстанции установлено, что средневзвешенный норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 кв. метра общей площади жилого фонда муниципального образования “Вельское“, утвержденный Администрацией в пункте 1 постановления N 175, равен ранее установленному постановлением муниципального образования “Вельский муниципальный район“ от 28.11.2007 N 784 нормативу. При этом при определении количества тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного жилого дома, Администрация применяла показатели “отопительный объем“, “удельная характеристика“, “коэффициент инфильтрации“, которые не используются в формуле расчета, содержащейся в пункте 14 приложения к Правилам N 306. Более того, судом установлено, что фактически при расчете норматива применялись положения Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105, что противоречит Правилам N 306.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что норматив, установленный в пункте 1 постановления N 175, не соответствует Правилам N 306, в связи с чем признал его недействующим в указанной части.

Судом проверены и оценены все доводы и возражения сторон.

Довод Администрации о том, что нормативы устанавливаются на 3 года и не подлежат пересмотру, в связи с чем они Ф.И.О. норматива, утвержденного в 2007 году, правомерно отклонен судом. Коль скоро Администрация посчитала необходимым утверждение норматива в 2009 году, ее постановление должно соответствовать предусмотренным законодательством правилам утверждения и расчета норматива.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Администрации - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.2010 по делу N А05-21615/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования “Вельское“ - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.Г.КИРЕЙКОВА

Судьи

Е.Н.БЫЧКОВА

В.В.СТАРЧЕНКОВА