Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2010 по делу N А56-88478/2009 Суд признал незаконным постановление Росфиннадзора о привлечении ООО к административной ответственности за нарушение срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах по валютной операции, поскольку названный срок следует исчислять с момента подписания заказчиком-нерезидентом акта об оказании услуг, а не с даты, указанной обществом в акте до направления последнего иностранному заказчику.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2010 г. по делу N А56-88478/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Отель “Достоевский“ Широкова Д.Н. (доверенность от 04.05.2010), от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге Ревнова Б.А. (доверенность от 11.01.2010), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2010 по делу N А56-88478/2009 (судья Баталова Л.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Отель “Достоевский“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный
суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление) от 21.07.2009 по делу об административном правонарушении N 40-09/3406 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда от 28.01.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество заключило с нерезидентом - компанией “Pan Tours LTD“ (Финляндия) договор от 12.12.2007 N 60ТА/08 на возмездное оказание услуг по проживанию, на основании которого оформило 05.02.2008 в филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Московское отделение N 1877 паспорт сделки N 08020008/1481/1304/3/0.

Пунктом 7.8 указанного договора предусмотрено, что не позднее 10 дней после окончания месяца, в котором были оказаны услуги по проживанию, отель предоставляет клиенту акт об оказании услуг, который должен быть оформлен клиентом в установленном порядке и возвращен отелю в течение 15 дней с момента получения.

В феврале 2009 года Общество оказало компании “Pan Tours LTD“ услуги по проживанию на сумму 930,00 евро, в связи с чем 28.02.2009 оформило акт N СВ/ПТ/02 и направило его в адрес компании. Указанный акт одновременно со
справкой о подтверждающих документах представлен Обществом в уполномоченный банк 06.05.2009.

По факту несоблюдения Обществом установленных сроков представления форм учета и отчетности за февраль 2009 года по паспорту сделки N 08020008/1481/1304/3/0 Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 03.06.2009 N 40-09/3406 и вынесено постановление от 21.07.2009 по делу об административном правонарушении N 40-09/3406 о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Обществу вменено в вину нарушение установленного в пункте 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.04 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение N 258-П) срока представления в уполномоченный банк акта N СВ/ПТ/02 со справкой о подтверждающих документах. Кроме того, Обществу вменено в вину несоблюдение установленного пунктом 2 приложения к Положению N 258-П порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям - указание в графе 1 справки о подтверждающих документах дату оформления подтверждающего документа 28.02.2009.

Признавая постановление незаконным, суд указал на то, что срок представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах исчисляется с момента, когда акт об оказании услуг подписан заказчиком-нерезидентом, а не с даты, указанной в акте Обществом до направления контрагенту. Поскольку акт, подписанный нерезидентом, получен Обществом не ранее мая 2009 года и одновременно со справкой о подтверждающих документах представлен в уполномоченный банк 06.05.2009, то в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6
статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон N 173-ФЗ). В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ).

Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П и инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“.

Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном
названным Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие в числе прочего факт выполнения работ, оказания услуг (подтверждающие документы).

В пункте 2.2 Положения N 258-П указано, что резидент представляет подтверждающие документы в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, установленном приложением 1 к данному Положению.

Справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к данному Положению, указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У “О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“ отнесена к формам учета по валютным операциям.

Пунктом 2.4 Положения N 258-П предусмотрены сроки предоставления подтверждающих документов и двух экземпляров справки о подтверждающих документах. В соответствии с данным пунктом Положения Общество должно было предоставить документы в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.

В графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт оказания услуг (пункт 2 приложения 1 к Положению N 258-П). При этом в справке (графы 4 - 7) должна быть отражена точная сумма по подтверждающим документам в единицах валюты (стоимость работ, услуг). В силу пункта 3 приложения 1 к Положению в графе 2 справки указывается в соответствии с видом подтверждающих документов один из кодов (01 - 14).

По смыслу приведенных нормативных положений для целей валютного контроля имеет значение дата (время) оформления любых документов, позволяющих установить точную стоимость выполненных работ, оказанных услуг.

Поскольку акт, которым
стороны подтверждают факт выполнения работ, оказания услуг, должен быть подписан обеими сторонами сделки, судом сделан обоснованный вывод, что срок представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах исчисляется с момента, когда подписанный заказчиком-нерезидентом акт оказания услуг получен резидентом, а не с даты, указанной в акте Обществом до направления контрагенту.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции установил, что акт от 28.02.2009 N СВ/ПТ/02, подтверждающий оказание услуг по договору, был оформлен и получен Обществом от нерезидента в мае 2009 года, что подтверждается имеющейся в материалах дела электронной перепиской между Обществом и контрагентом, а также отметкой о получении 05.05.2009 факса от нерезидента на акте от 28.02.2009 N СВ/ПТ/02. Следовательно, представление Обществом в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах 06.05.2009 произведено Обществом в пределах установленного срока.

Доводы Управления о том, что в акте и справке о подтверждающих документах Обществом заявлена дата оформления акта об оказании услуг - 28.02.2009, обоснованно отклонены судом, поскольку неуказание контрагентом в акте об оказании услуг даты его подписания лишило Общество возможности указать в справке о подтверждающих документах иную дату оформления акта, нежели дата, проставленная самим резидентом до направления акта контрагенту.

При оценке доказательств судом соблюдены требования Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции нет.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях Общества события и вины во вмененном административном правонарушении.

Решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2010 по делу N А56-88478/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.В.КЛИРИКОВА

Судьи

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Е.О.МАТЛИНА