Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2010 по делу N А26-6229/2009 Суд отказал в иске о внесении изменений в заключенный между ФГУП и ООО договор аренды участков лесного фонда в части коэффициента лесопользования, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений в отдельные пункты ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда, а установлен иной порядок их переоформления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2010 г. по делу N А26-6229/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Захаровой М.В., Константинова П.Ю., рассмотрев 30.03.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.11.2009 по делу N А26-6229/2009 (судья Мельник А.В.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Фрегат“ (далее - ООО “Фрегат“) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство) о понуждении заключить договор аренды лесного участка на условиях истца, согласно протоколу разногласий от 10.06.2009.

До принятия судом решения Общество в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменило предмет иска и просило внести изменения в пункт 7.2 договора аренды участков лесного фонда от 15.11.2004 N 15 в части указания коэффициента лесопользования 1.40.

Решением от 18.11.2009 внесены изменения в пункт 7.2 договора аренды лесного фонда от 15.11.2004 N 15, заключенного между федеральным государственным унитарным предприятием “Костомукшский лесхоз“ (далее - Предприятие) и ООО “Фрегат“, в части “указания коэффициента, утвердив его в размере 1.40. При переоформлении договора аренды в порядке приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ указанный коэффициент подлежит применению“.

В апелляционном порядке дело не пересматривалось.

В кассационной жалобе Министерство просит решение от 18.11.2009 отменить и дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права. Податель жалобы указывает, что суд принял решение о правах и обязанностях Предприятия, не привлеченного к участию в деле.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “Фрегат“ просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным.

Для представления интересов ООО “Фрегат“ в заседание явился адвокат Иванов К.Ю., предъявив в качестве доказательства своих полномочий ордер. Согласно части третьей статьи 61 АПК РФ полномочия адвоката на ведение дела в арбитражном суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации“ полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Согласно
пункту 2 той же статьи в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием; в иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Поскольку в главе 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствует указание на возможность представления адвокатом интересов доверителя в арбитражном суде на основании ордера, полномочия адвоката должны быть удостоверены доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями статей 61, 62 упомянутого Кодекса. С учетом изложенного адвокат не был допущен судом к участию в судебном заседании в качестве представителя ООО “Фрегат“.

Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, федеральное государственное учреждение “Костомукшский лесхоз“ (арендодатель) и Общество (арендатор) 15.11.2004 заключили договор N 15 аренды участков лесного фонда на территории Ладвозерского лесничества (кварталы 73 - 77, 88 - 92, 110 - 113, 125 - 126) общей площадью 15003 га с целью заготовки древесины и проведения лесохозяйственных работ на срок с 01.01.2005 по 31.12.2024

Согласно пункту 7.2 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования и повышающего конкурсного коэффициента в размере 2,64.

Согласно пункту 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года) на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

Общество, ссылаясь на
то, что возложение обязанности по лесовосстановлению значительно увеличило его затраты на заготовку древесины и является существенным изменением обстоятельств, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции иск удовлетворил, придя к выводу о наличии оснований для применения статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку существенно изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора от 15.11.2004.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, считает, что решение подлежит отмене в связи со следующим.

В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Пунктом 6 названной статьи установлено, что порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Порядку приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления
о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении). Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а в Московской области - в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (далее - уполномоченный орган). Споры, возникающие при приведении договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (заключении договора аренды лесного участка, договора безвозмездного срочного пользования), рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Лесным кодексом Российской Федерации и Порядком не предусмотрена возможность внесения изменений в отдельные пункты (пункт) ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда, а установлен иной порядок их переоформления.

При таких обстоятельствах решение от 18.11.2009 подлежит отмене, в иске следует отказать.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.11.2009 по делу N А26-6229/2009 отменить.

В иске отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Фрегат“ в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.

Председательствующий

Г.М.РУДНИЦКИЙ

Судьи

М.В.ЗАХАРОВА

П.Ю.КОНСТАНТИНОВ