Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.03.2010 по делу N А05-4495/2009 Управление Росрегистрации правомерно отказало отделу ПФ РФ в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченной государственной пошлины за регистрацию дополнительных соглашений к договору аренды недвижимого имущества, поскольку Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы не относятся к органам государственной власти, а следовательно, отдел фонда был обязан уплатить госпошлину в установленном размере.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2010 г. по делу N А05-4495/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Ломакина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.06.2009 (судья Пигурнова Н.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 (судьи Пестерева О.Ю., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А05-4495/2009,

установил:

государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Лешуконском районе Архангельской области (далее - Отдел Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением
о признании незаконным изложенного в решении Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление регистрационной службы) от 25.12.2008 N 09-40-14546 отказа возвратить 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительных соглашений N 13 и 14 к договору аренды недвижимого имущества от 01.07.2002 N 01 и об обязании Управления регистрационной службы возвратить на текущий счет Отдела Пенсионного фонда указанную сумму.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03.06.2009 заявленные Отделом Пенсионного фонда требования удовлетворены.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 решение суда от 03.06.2009 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление регистрационной службы просит отменить решение и постановление судов и отказать Отделу Пенсионного фонда в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы считает, что Пенсионный фонд Российской Федерации не относится к государственным органам исполнительной власти, следовательно, не вправе уплачивать за каждое регистрационное действие государственную пошлину в размере 50 руб., установленном в подпункте 21 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Система федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“. Согласно пункту 1 названного Указа в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Пенсионный фонд Российской Федерации не относится ни к одному из перечисленных органов, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российском Российской Федерации“ и Положением о Пенсионном фонде
Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1).

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако их представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление судов подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права.

В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 25 данного пункта, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

физическим лицом - 100 рублей;

организацией - 300 рублей;

федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления - 50 рублей.

Как указано в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина (пункт 3 статьи 333.40 НК РФ).

Материалами дела подтверждается, что Отдел Пенсионного фонда при обращении в Управление регистрационной службы с заявлениями о регистрации двух дополнительных соглашений к договору аренды недвижимого имущества уплатил 600 руб. государственной пошлины (платежные поручения от 25.11.2008 N 171, от 26.11.2008 N 172 и от 01.12.2008 N 173 - л.д. 10 - 12).

Затем, придя к выводу, что сумма подлежащей уплате им государственной пошлины за внесение изменений в
записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляет всего 100 руб. (по 50 руб. за регистрацию каждого дополнительного соглашения), Отдел Пенсионного фонда 08.12.2008 обратился в Управление регистрационной службы с заявлением о возврате 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины (л.д. 6 - 7).

Управление регистрационной службы решением от 25.12.2008 N 09-40-14546 (л.д. 8 - 9) отказало в возврате государственной пошлины, сославшись на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы обязаны уплачивать государственную пошлину за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в размере 300 руб. за каждое регистрационное действие, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы не относятся к органам государственной власти.

Отдел Пенсионного фонда обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным этого отказа Управления регистрационной службы.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя. Суды пришли к выводу, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти и управления и, следовательно, имеют право уплачивать государственную пошлину за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в размере 50 рублей за каждое юридически значимое действие. В обоснование принятого решения суды сослались на нормы Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, статьи 143 и 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, а также позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении
от 25.06.2001 N 9-П.

При этом судами не учтено следующее.

В подпункте 21 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ прямо указаны категории плательщиков, для которых государственная пошлина за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляет 100 рублей. К ним отнесены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Положением.

Из статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российском Российской Федерации“ также следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации - это государственное учреждение, которое со своими территориальными органами составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы не относятся к органам государственной власти.

Поскольку норма подпункта 21 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ расширительному толкованию не подлежит, государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Лешуконском районе Архангельской области при внесении изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним должно уплачивать государственную пошлину в размере, установленном для организаций, - в сумме 300 рублей.

Вывод суда кассационной инстанции соответствует сформированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации судебно-арбитражного практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 N
12142/09).

С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а требования Отдела Пенсионного фонда - отклонению.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.06.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2009 по делу N А05-4495/2009 отменить.

В удовлетворении требований, заявленных государственным учреждением - Отделом Пенсионного фонда Российской Федерации в Лешуконском районе Архангельской области, отказать.

Председательствующий

Н.Г.КУЗНЕЦОВА

Судьи

А.В.АСМЫКОВИЧ

С.А.ЛОМАКИН