Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2010 по делу N А56-9939/2009 Суд, признавая незаконными действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных ОАО на территорию РФ, сделал правильный вывод о том, что таможней не представлены суду доказательства наличия предусмотренных законом оснований, препятствующих применению ОАО основного метода определения таможенной стоимости.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 марта 2010 г. по делу N А56-9939/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Бурматовой Г.Е., Любченко И.С., при участии от Балтийской таможни Щекиной А.С. (доверенность от 29.01.2010 N 0419/2411), рассмотрев 24.02.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2009 (судья Синицина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А56-9939/2009,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Радинко“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с
учетом уточнений) о признании незаконными действий Балтийской таможни (далее - Таможня) по корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10216110/180708/0037016, 10216110/130908/0092084, 10216110/120808/0042103, 10216110/270808/0045313, 10216110/270808/0045631 и 10216110/270808/0045618.

Решением от 05.06.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2009, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты.

По мнению подателя жалобы, анализ всех представленных Обществом документов показал, что уровень заявленной декларантом таможенной стоимости товара значительно ниже уровня цен по информации, находящейся в распоряжении таможенного органа. Дополнительно запрошенные документы Общество представило не в полном объеме, в связи с чем должностное лицо таможенного органа приняло решение о корректировке таможенной стоимости, исходя из имеющихся в его распоряжении документов и сведений. Свои действия по корректировке таможенной стоимости товаров податель жалобы считает законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы.

Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых решения и постановления проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами, Общество на основании контрактов N AL3093/011107 и AL3093/050508 по ГТД N 10216110/180708/0037016, 10216110/130908/0092084, 10216110/120808/0042103, 10216110/270808/0045313, 10216110/270808/004563, 110216110/270808/0045618 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - замороженную бескостную свинину (окорок), содержание жира - 15 процентов, для реализации на внутреннем рынке и определило его таможенную стоимость по первому методу - “по стоимости сделки с ввозимыми товарами“.

Для подтверждения таможенной стоимости товара Общество представило в таможенный орган документы, предусмотренные приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536. Уплата таможенных платежей обеспечена денежным
залогом, что подтверждается таможенными расписками N ТР-3209039, ТР-3261722, ТР-3261619, ТР-3261724, ТР-3261703, ТР-3261721.

В подтверждение правильности определения таможенной стоимости товаров Таможня запросила у декларанта дополнительные документы: экспортную декларацию, прайс-лист производителя ввозимых товаров, ценовую информацию внутреннего рынка по идентичным/однородным товарам, заключение независимой экспертизы по стоимости товара, пояснения по условиям продажи, банковские платежные документы по оплате счетов-фактур декларируемой партии товаров или по предыдущим поставкам товара в адрес получателя, бухгалтерские документы по оприходованию и реализации товара.

Общество представило Таможне имеющиеся у него в распоряжении дополнительно запрошенные документы.

Ссылаясь на неполное представление документации, таможенный орган самостоятельно определил таможенную стоимость товаров с использованием ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможни, и выставил в адрес общества требования об уплате таможенных платежей от 12.11.2008 N 1102-О, от 14.11.2008 N 1119-О, от 17.11.2008 N 1121-О. Таможня произвела списание суммы таможенной стоимости с таможенных расписок.

Общество 18.08.2008 обратилось в таможню с заявлением о зачете излишне уплаченных таможенных платежей в счет уплаты будущих таможенных платежей. Таможня не произвела зачет.

Не согласившись с действиями по корректировке, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суды удовлетворили заявленное требование, поскольку пришли к выводу, что Таможня не доказала факт недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в представленных декларантом документах, а следовательно, наличия законных оснований для корректировки таможенной стоимости товаров, выставления требований и невозврата денежных залогов.

Кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление не подлежащими отмене.

Порядок исчисления таможенных платежей регламентируется главой 28 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании
товаров (пункт 1).

Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации (пункт 2 статьи 323 ТК РФ).

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров (пункт 3 статьи 323 ТК РФ).

Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок, достаточный для их представления.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений (пункт 4 статьи 323 ТК РФ).

Основные принципы определения таможенной стоимости товаров сформулированы в статье 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ (далее - Закон N 5003-1).

По смыслу пункта 2 статьи 12 Закона N 5003-1 первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является
стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 этого Закона.

Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 5003-1 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона N 5003-1.

В пункте 2 статьи 19 Закона N 5003-1 приведен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товаров не применим.

В нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган не представил доказательств наличия предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Закона N 5003-1 оснований, препятствующих применению Обществом метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В целях обоснования правомерности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами декларант должен представить документы, указанные в Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденном приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.04.2007 N 536 (далее - Перечень).

Оценив доводы Общества и имеющиеся в материалах дела документы, суды обоснованно указали, что заявленная Обществом таможенная стоимость ввезенных товаров подтверждается имеющимися в материалах дела документами. Сведения о цене сделки, содержащиеся в представленных документах, являются количественно определенными и достоверными, в связи с чем у таможни отсутствовали законные основания для корректировки таможенной стоимости ввезенных Обществом товаров по спорным ГТД.

Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами и Закон N 5003-1 содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать
наличие таких оснований. Таможня не представила надлежащих доказательств наличия условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами. При этом предусмотренная пунктом 2 статьи 15 Закона N 5003-1 обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

Непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения установленного пунктом 1 статьи 15 Закона N 5003-1 условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.

Определяя таможенную стоимость не основным, а иным методом, таможня должна была не просто сомневаться в достоверности заявленной Обществом стоимости товара, а иметь безусловные доказательства невозможности применения метода оценки таможенной стоимости товара “по стоимости сделки с ввозимыми товарами“.

При таком положении суды обоснованно указали, что таможня не представила доказательств наличия оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара по спорным ГТД методом “по стоимости сделки с ввозимыми товарами“.

Оценив представленные в материалы дела документы, суды правомерно указали, что при определении окончательной стоимости ввозимых Обществом по спорным ГТД товаров таможенный орган использовал ценовую информацию, имеющуюся в его распоряжении, которая не сопоставлялась с конкретными условиями поставки.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2009
и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009 по делу N А56-9939/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.А.САМСОНОВА

Судьи

Г.Е.БУРМАТОВА

И.С.ЛЮБЧЕНКО