Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2010 по делу N А56-31746/2009 Суд отменил как незаконное постановление таможни о привлечении экспедитора к административной ответственности за сообщение недостоверных сведений о весе ввезенного на территорию РФ товара, поскольку товар был принят к перевозке в опломбированном контейнере, целостность наложенных средств идентификации не нарушена, а указанные экспедитором сведения о весе соответствуют товаросопроводительным документам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2010 г. по делу N А56-31746/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Подвального И.О. и Самсоновой Л.А., при участии от Балтийской таможни Плотникова Р.В. (доверенность от 29.01.2010 N 0419/2409), рассмотрев 08.02.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2009 (судья Никитушева М.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-31746/2009,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ДжиЭмЭл-Логистика“
(далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Балтийской таможни (далее - Таможня) от 16.04.2009 по делу об административном правонарушении N 10216000-1666/2008 о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2009, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009, оспариваемое постановление Таможни признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 79 и 80 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статьи 3 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности“ (далее - Закон N 87-ФЗ). Податель жалобы считает, что Общество виновно в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе товара, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 104 ТК РФ экспедитор наделен правом с разрешения таможенного органа совершать операции по подготовке товара к вывозу со склада временного хранения.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы.

Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что 23.08.2008 на таможенную
территорию Российской Федерации на теплоходе “Taipan“ прибыл товар в контейнере N MSCU 5700322 за исправными пломбами отправителя. В целях помещения товара под процедуру внутреннего таможенного транзита Обществом (экспедитор) таможенному органу представлены документы, в частности, транзитная декларация N 10216110/230808/1017950, согласно которой перевозился товар “обувь с подошвой и с верхом из пластмассы, с длиной стельки 24 см или более, мужская“, в количестве 420 грузовых мест, общий вес брутто 5 556 кг и “обувь, закрывающая лодыжку, но не часть икры, с длиной стельки 24 см и более, мужская с подошвой из резины, пластмассы, композиционной кожи и с верхом из натуральной кожи“, в количестве 60 грузовых мест, общий вес брутто 1 200 кг, отправитель компания “Leaden Global Co Ltd“ (Китай), получатель - общество с ограниченной ответственностью “МАТТИНО ЭксИм“.

Таможенным органом был проведен досмотр товаров и транспортных средств (акт досмотра от 02.09.2008 N 10216110/020908/006189), в ходе которого установлено, что средства идентификации контейнера не нарушены, однако общий вес брутто спорного товара 7 056 кг.

В связи с данными обстоятельствами таможенный орган сделал вывод о наличии в действиях экспедитора состава административного правонарушения, выразившегося в сообщении Таможне недостоверных сведений о весе товара, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 03.03.2009 N 10216000-1666/2008.

Постановлением Таможни от 16.04.2009 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, ему назначен административный штраф в размере 50 000 руб.

Общество оспорило постановление Таможни в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества, сделав вывод, что таможенный орган не доказал вину экспедитора в нарушении таможенных правил.

Кассационная инстанция, изучив
материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ объективную сторону административного правонарушения образует сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 2 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ).

Отношения, связанные с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности, регулируются Законом N 87-ФЗ, Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 (далее - Правила), и договором транспортной экспедиции (пункт 2 Правил).

В соответствии с пунктом 8 Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о
характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 87-ФЗ экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей.

При этом своевременное предоставление экспедитору полной, точной и достоверной информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и документов, необходимых для осуществления таможенного контроля, входит в обязанности клиента (пункт 1 статьи 5 Закона N 87-ФЗ).

Пунктом 5 статьи 3 Закона N 87-ФЗ предусмотрено право, а не обязанность экспедитора проверять достоверность представленных клиентом документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

Для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик (экспедитор) представляет в таможенный орган отправления сведения о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или объеме, кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической Ф.И.О. не менее чем первых четырех знаков (подпункт 5 пункта 2 статьи 81 ТК РФ).

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что товар принят экспедитором к перевозке в опломбированном контейнере, целостность наложенных средств идентификации не нарушена, что подтверждается материалами дела и отражено в оспариваемом постановлении Таможни. Общество указало сведения о весе товара в соответствии с товаросопроводительными документами, а сведениями, содержащими иную информацию о
весе товара, оно не располагало.

Кассационная инстанция считает несостоятельными доводы подателя жалобы о неправильном применении судами статьи 104 ТК РФ, согласно которой лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, с разрешения таможенного органа вправе совершать операции по подготовке товаров к вывозу со склада временного хранения, поскольку данной нормой предусматривается право, а не обязанность экспедитора производить проверку груза и сведений о нем. Кроме того, подобные права могут быть предоставлены при условии, если операции с товарами, перечисленные в пункте 1 статьи 104 ТК РФ, не повлекут изменение состояния товаров, нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации.

Взвешивание груза не относится к операциям, необходимым для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, подготовки к вывозу со склада временного хранения или последующей транспортировки. Декларирование же товаров в обязанности экспедитора не входит.

С учетом изложенного вывод судов обеих инстанций об отсутствии в действиях Общества состава (субъективной стороны) административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, является правомерным.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).

Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от
24.07.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 по делу N А56-31746/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

И.С.ЛЮБЧЕНКО

Судьи

И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ

Л.А.САМСОНОВА