Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2010 по делу N А56-14058/2008 Суд удовлетворил иск предприятия о выселении администрации муниципального образования из занимаемых без правовых оснований помещений, поскольку материалами дела установлено, что на момент передачи Федеральным управлением специального строительства спорных помещений администрации названное имущество находилось в федеральной собственности и собственник в лице уполномоченного органа не давал согласия на передачу названных помещений в муниципальную собственность.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2010 г. по делу N А56-14058/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коняевой Е.В., судей Константинова П.Ю. и Рудницкого Г.М., при участии от ФГУП “Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства“ Данилова В.Н. (доверенность от 18.01.2010), рассмотрев 20.01.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2009 (судья Ракчеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 (судьи Мельникова Н.А., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу
N А56-14058/2008,

установил:

федеральное государственное унитарное предприятие “Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) о выселении из помещений третьего этажа здания управления, площадью 708,3 кв.м (часть помещения инв. N 000188), расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, ул. рядового Л. Иванова, д. 14, литера А, а также помещения части здания склада и мастерской N 3, площадью 91 кв.м (часть помещения инв. N 000188в), расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, ул. рядового Л. Иванова, д. 14, литера В (далее - Помещения).

Определением от 11.09.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области, муниципальное образование Всеволожский муниципальный район.

Решением от 21.05.2009 иск удовлетворен.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение от 21.05.2009 и постановление от 12.10.2009, ссылаясь на несоответствие обжалуемых актов нормам действующего законодательства, неправильное применение норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.

По мнению подателя жалобы, право муниципальной собственности на спорное имущество возникло до вступления в силу Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о государственной регистрации) на основании постановления администрации Всеволожского района Ленинградской области от 11.04.1996 N 881, принятого в
соответствии со статьями 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ (далее - Постановление N 3020-1), Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации“, а также согласно Областному закону Ленинградской области от 30.07.2007 N 132-оз “Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования “Всеволожский муниципальный район“ Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области“ (далее - Областной закон N 132-оз).

В судебном заседании представитель Предприятия возразил против удовлетворения кассационной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) от 21.06.1993 N 244-р, изданным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.11.1991 N 241 “Об образовании Главного управления специального строительства РСФСР“ и поручения Правительства Российской Федерации от 23.06.1992 N ЕГ-П6-23327, предписано передать с баланса НПО ГИПХ в полное хозяйственное ведение государственному предприятию “Управление строительства N 11“ Федерального управления специального строительства при Правительстве Российской Федерации (далее - Управление строительства N
11) здания в соответствии с прилагаемым перечнем, в котором указаны в том числе здание конторы СУ-4 (корп. 139) с сетями канализации, склад ОГМ, находящиеся в пос. Кузьмоловский.

Администрация поселка Кузьмоловский и Управление строительства N 11 заключили договор от 30.12.1993 о передаче в муниципальную собственность жилого фонда в поселке Кузьмоловский с последующей его передачей на баланс Кузьмоловского муниципального жилищно-эксплуатационного предприятия, которому передаются также помещения 3-го этажа, занимаемые СУ-4, и помещения, занимаемые ЖЭУ-2, имущество для работы сотрудников; на первый год эксплуатации (1994 год) помещения предоставляются в порядке компенсации части оборотных средств, необходимых для эксплуатации передаваемого жилищного фонда, согласно приложению N 8 к акту приема-передачи.

Администрация поселка Кузьмоловский и Управление строительства N 11 подписали договор от 14.02.1994, в соответствии с которым Управление строительства N 11 передает администрации безвозмездно помещения 3-го этажа площадью 708,3 кв.м и помещения 1-го этажа площадью 91 кв.м (включены в площадь 3-го этажа), а также приспособленные помещения, занимаемые под склады, полезной площадью 91,0 кв.м для размещения мастерских муниципального жилищно-эксплуатационного предприятия с последующим оформлением через КУГИ.

После заключения названного договора Управление строительства N 11 обратилось в КУГИ с ходатайством (письмо от 28.06.1994) об издании распоряжения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность имущества, в том числе помещений в административном здании. Однако ответа на данное обращение не последовало.

Постановлением администрации Всеволожского района Ленинградской области от 11.04.1996 N 881 “О регистрации зданий и сооружений, расположенных на территории Всеволожского района“ муниципальному предприятию “Бюро технической инвентаризации“ (далее - Бюро технической инвентаризации) и муниципальному предприятию технической инвентаризации-2 предписано зарегистрировать здания и сооружения, расположенные на территории Всеволожского района, согласно приложениям
за Комитетом по управлению муниципальным имуществом Всеволожского района (далее - КУМИ) и выдать регистрационные свидетельства.

На основании указанного постановления Бюро технической инвентаризации выдало регистрационные удостоверения от 11.04.1996 N 202, 203 о регистрации за КУМИ права собственности на складское помещение и помещения третьего этажа администрации по указанному выше адресу.

В соответствии с перечнями объектов, утвержденными решением Собрания представителей муниципального образования “Всеволожский район Ленинградской области“ от 23.12.2005 N 92, по актам приема-передачи от 30.12.2005 существующее муниципальное образование “Всеволожский район Ленинградской области“ (далее - МО “Всеволожский район Ленинградской области“) передало вновь образованному МО “Кузьмоловское городское поселение“ имущество Администрации поселка Кузьмоловский МО “Всеволожский район Ленинградской области“.

Областным законом N 132-оз утверждены перечни объектов недвижимого имущества, передаваемых от МО “Всеволожский муниципальный район Ленинградской области“ в муниципальную собственность МО “Кузьмоловское городское поселение“, в один из которых включены 1/3 часть трехэтажного административного здания (3-й этаж) общей площадью 708,3 кв.м, одноэтажное здание склада общей площадью 91 кв.м, находящиеся по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Кузьмоловский, ул. Рядового Л. Иванова, д. 14.

Распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации (далее - Мингосимущество) от 30.12.1999 N 1758-р федеральное имущество исключено из состава имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями Спецстроя России, согласно приложениям 1 - 15; названное имущество передано в хозяйственное ведение государственному унитарному предприятию “Управление специального строительства по территории N 3“ (далее - Управление спецстроительства N 3). В перечень, являющийся приложением N 3 к названному распоряжению, включено здание конторы, расположенное по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Кузьмоловский, ул. Рядового Л. Иванова, д. 15.

По акту приема-передачи от 03.05.2000, утвержденному распоряжением
КУГИ от 03.05.2000 N 793-р, имущество, указанное в приложениях 1 - 15 к названному выше распоряжению Мингосимущества, передано Управлению спецстроительства N 3.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации (далее - Минимущество) от 24.07.2002 N 2256-р в приложение N 3 к распоряжению Мингосимущества от 30.12.1999 N 1758-р внесены изменения в части наименований и адресов объектов, в частности, наименование “здание конторы“ заменено на “здание управления литера А, складское помещение N 2 литера Б, склад и мастерская N 3 литера В, склад и мастерская N 3 литера Д, складское помещение литера Г, Г1, помещение пилорамы литера Г2“; номер дома “15“ изменен на “14“.

На основании указанных распоряжений, акта приема-передачи от 03.05.2000 указанные объекты под уточненными наименованиями с уточненным адресом внесены в реестр федерального имущества.

Государственная регистрация права хозяйственного ведения Предприятия на Помещения произведена 13.04.2006.

Предприятие, посчитав, что Администрация незаконно занимает принадлежащие истцу на праве хозяйственного ведения Помещения, обратилось в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона РСФСР “О собственности в РСФСР“ собственник может закрепить принадлежащее ему имущество за созданным им предприятием на праве полного хозяйственного ведения. Осуществляя право полного хозяйственного ведения закрепленным за ним имуществом, предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом, совершает в отношении его любые действия, не противоречащие закону. К праву полного хозяйственного ведения применяются правила о праве собственности, если законодательными актами или договором предприятия с собственником не предусмотрено иное.

В силу статьи 24 указанного закона имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное за государственным или муниципальным предприятием, принадлежит предприятию на праве полного хозяйственного ведения.

Согласно пункту 15 Постановления N 3020-1 управление и распоряжение
объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое может отдельные полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных предприятий, делегировать министерствам и ведомствам, а также делегировать свои полномочия органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, спорное имущество, переданное Управлением строительства N 11 администрации поселка Кузьмоловский по договорам от 30.12.1993 и 14.02.1994, было закреплено на праве полного хозяйственного ведения за Управлением строительства N 11, являющимся государственным предприятием федеральной формы собственности.

Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что на момент заключения указанных договоров имущество находилось в федеральной собственности и могло быть передано в муниципальную собственность только по решению собственника в лице уполномоченного органа и с соблюдением установленной процедуры. Поскольку судами установлено, что такого согласия получено не было, спорные помещения не перешли в муниципальную собственность.

В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно статье 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Из приведенных норм следует, что виндикационное требование может быть заявлено лицом, являющимся собственником или иным титульным владельцем имущества, но фактически не владеющим им,
к лицу, в фактическом владении которого спорное имущество находится.

Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что спорные объекты находятся в фактическом владении Администрации, которая владеет ими без правовых оснований.

Таким образом, суды обеих инстанций обоснованно удовлетворили заявленные Предприятием требования.

Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что суды полно исследовали фактические обстоятельства дела, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 по делу N А56-14058/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В.КОНЯЕВА

Судьи

П.Ю.КОНСТАНТИНОВ

Г.М.РУДНИЦКИЙ