Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2010 по делу N А21-4304/2009 Суд удовлетворил иск о взыскании с Минфина РФ убытков, причиненных в результате предоставления МУП сельским педагогам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку доказательства выделения из федерального бюджета денежных средств, достаточных для предоставления указанных льгот бюджету субъекта РФ в рассматриваемый период, Минфином РФ не представлены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2010 г. по делу N А21-4304/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирилловой И.И. и Яковца А.В., при участии от Министерства финансов Калининградской области Неженцевой А.А.В. (доверенность от 13.01.2010), рассмотрев 20.01.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.09.2009 по делу N А21-4304/2009 (судья Кузнецова О.Д.),

установил:

муниципальное унитарное предприятие “Жилищно-коммунальное хозяйство п. Озерки“ муниципального образования “Озерковое сельское поселение“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Калининградской области (далее - Минфин КО) с требованием о взыскании (с учетом уточнения) 639.999 руб. 12 коп. убытков, причиненных в результате предоставления сельским педагогам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2007 и 2008 годах.

Определением от 06.07.2009 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).

Решением от 02.09.2009 с Минфина РФ взыскано 639.999 руб. 12 коп. убытков; в иске к Минфину КО отказано.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе Минфин РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение от 02.09.2009 отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске к Минфину РФ. По мнению подателя жалобы, он является ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность по финансированию указанных льгот возложена на субъекты Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.



В судебном заседании представитель Минфина КО возражал против удовлетворения жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Предприятие в соответствии с уставными целями в 2007 и 2008 годах предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям гражданам в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (далее - Закон об образовании).

Наличие в связи с этим расходов в сумме 639.999 руб. 12 коп. послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.

Факт предоставления льгот и размер понесенных Предприятием расходов ответчиками не оспариваются и подтверждены материалами дела: списками педагогических работников; справками, содержащими расчет возмещения мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги; договорами на аренду помещения котельной и приобретение топлива для ее работы; документами об оплате приобретенного топлива.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, суд руководствовался закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом об образовании, Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (далее - Закон N 184-ФЗ), статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 (далее - постановление N 23).

В соответствии с пунктом 19 постановления N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Доказательства выделения из федерального бюджета денежных средств, достаточных для предоставления указанных льгот бюджету Калининградской области в спорный период Минфином РФ не представлено.

Доводы кассационной жалобы Минфина РФ, которые сводятся к тому, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежат отклонению. Российская Федерация не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.



Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом не допущено, поэтому основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.09.2009 по делу N А21-4304/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

В.В.СТАРЧЕНКОВА

Судьи

И.И.КИРИЛЛОВА

А.В.ЯКОВЕЦ