Постановление ФАС Поволжского округа от 13.12.2010 по делу N А57-79/2010 Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2010 г. по делу N А57-79/2010
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010
по делу N А57-79/2010
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью “Комплекс вспомогательных производств“, г. Саратов, к Балаковскому муниципальному образованию Балаковский муниципальный район в лице Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково Саратовской области, администрации Балаковского муниципального района, г. Балаково Саратовской области, о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке субсидиарной ответственности, с участием третьего лица - Комитета жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика) Балаковского муниципального района, г. Балаково Саратовской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью “Комплекс вспомогательных производств“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением о взыскании с Балаковского муниципального образования Балаковский муниципальный район в лице Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района (далее - Комитет финансов) в порядке субсидиарной ответственности задолженности комитета жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика) администрации Балаковского муниципального района (далее - Служба заказчика) в сумме 14 661 322 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 4 602 026 руб. за период просрочки с 25.02.2005 по 05.09.2007, а с 06.09.2007 по день фактического исполнения обязательства.
Исковые требования основаны на положениях статей 120, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы невозможностью исполнения основным должником - Службой заказчика, исполнительных документов по делам N А57-8254/03-13 и N А57-20257/07-44.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 01.03.2010 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена администрация Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба заказчика.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2010 с муниципального образования “Балаковский муниципальный район“ Саратовской области в лице Комитета финансов за счет казны муниципального образования “Балаковский муниципальный район“ Саратовской области в пользу Общества взысканы 14 661 322 руб. согласно решению Арбитражного суда Саратовской области от 29.10.2003 по делу N А57-8154/03-13, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 4 602 026 руб. за период просрочки с 29.11.2003 по 05.09.2007 согласно постановлению Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 по делу N А57-20257/07-44. Установлено взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами с 06.09.2007 по день фактического погашения долга 14 661 322 руб., исходя из 10% годовых, начисленных на сумму 12 217 769 руб.
В удовлетворении исковых требований к Администрации отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 решение суда от 26.05.2010 оставлено без изменения.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что имущество должника (Службы заказчика) является собственностью Балаковского муниципального района, а Комитет финансов является компетентным органом, представляющим интересы Балаковского муниципального района.
В кассационной жалобе Комитет финансов просит принятые по делу судебные акты отменить, указывая, что в нарушение статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Устава Балаковского муниципального района, Комитет финансов не выступает от имени муниципального образования как главный распорядитель в отношении средств районного бюджета и бюджетных учреждений. От имени Балаковского муниципального района по обязательствам муниципальных учреждений отвечает Администрация.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.10.2003 по делу N А57-8154/03-13 со Службы заказчика в пользу унитарного муниципального предприятия “Управление муниципального жилищного хозяйства N 1“ взыскана задолженность в сумме 14 661 322 руб. за выполненные подрядные работы по договору от 23.06.1998 N 2.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 24.06.2005 произведена замена взыскателя - унитарного муниципального предприятия “Управление муниципального жилищного хозяйства N 1“ на общество с ограниченной ответственностью “Фин-С“.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 по делу N А57-20257/07-44 со Службы заказчика в пользу общества с ограниченной ответственностью “Фин-С“ взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 29.11.2003 по 05.09.2007 в сумме 4 602 026 руб., а с 06.09.2007 по день фактического погашения долга 14 661 322 руб. - исходя из 10% годовых, начисленных на сумму 12 217 769 руб.
Определениями Арбитражного суда Саратовской области от 28.01.2009 по делу N А57-8154/03-13 и от 04.02.2009 по делу N А57-20257/07-44 произведено процессуальное правопреемство взыскателя - общества с ограниченной ответственностью “Фин-С“, на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью “Комплекс вспомогательных производств“.
На взыскание вышеуказанных сумм долга и процентов были выданы исполнительные листы от 16.12.2003 N 047981, от 13.05.2008 N 000703.
Направленные истцом указанные исполнительные листы в Комитет финансов, последним 24.07.2009 были возвращены взыскателю без исполнения, со ссылками на положения части 12 статьи 242.5 БК РФ.
Судебным приставом-исполнителем отдела по Балаковскому району Управления федеральной службы судебных приставов по Саратовской области 23.11.2009 и 24.11.2009 вынесены постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительных листов от 16.12.2003 N 047981, от 13.05.2008 N 000703 в связи с отсутствием у Службы заказчика имущества и денежных средств, на которые может быть обращено взыскание.
Поскольку по состоянию на 19.05.2010 сумма долга и процентов должником не погашена, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
Из материалов дела следует, что основной должник - Служба заказчика, является муниципальным учреждением, специализированной службой Балаковского муниципального района, созданной для выполнения функций службы заказчика по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием, а также контрольных функций по объему, качеству и срокам выполнения работ подрядными предприятиями всех форм собственности - исполнителями муниципального заказа на содержание, текущий и капитальный ремонты муниципального жилищного фонда. Имущество Службы заказчика является собственностью Балаковского муниципального района.
Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Оценив в совокупности представленные сторонами документы с позиций статьи 71 АПК РФ и с учетом положений статьи 158 БК РФ, статьи 120 ГК РФ и разъяснений, данных в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 “О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации“ и от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“, арбитражный суд правомерно пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком является муниципальное образование “Балаковский муниципальный район“ Саратовской области в лице Комитета финансов, а требования истца удовлетворяются за счет средств казны муниципального образования.
Доводы Комитета финансов о том, что он не является главным распорядителем средств районного бюджета, суд кассационной инстанции находит несостоятельными.
Пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 “О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
Поскольку основной должник создан муниципальным образованием - Балаковским муниципальным районом, субсидиарную ответственность несет собственник имущества этого учреждения, муниципальное образование Балаковского района, за счет казны этого муниципального образования в лице финансового органа, осуществляющего в силу статьи 6 БК РФ составление и организацию исполнения местного бюджета.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств (статья 6 БК РФ).
В соответствии с положением о Комитете финансов, утвержденным решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 23.06.2008 N 470, Комитет финансов является финансовым органом Администрации, реализующим муниципальную политику в сфере бюджетного и финансового законодательства на территории Балаковского муниципального района. В рамках выполнения своих задач и функций Комитет финансов координирует деятельность отраслевых территориальных органов и иных структурных подразделений Администрации Балаковского муниципального района, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений. К основным задачам Комитета финансов относится организация казначейского исполнения районного бюджета и участие в исполнении районного бюджета по доходам, расходам и источникам внутреннего финансирования бюджета. К функциям Комитета финансов относится управление муниципальным долгом Балаковского муниципального района, открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств для учета операций по исполнению расходов бюджета и операций со средствами от приносящей доход деятельности, осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением районного бюджета, осуществление функций администратора доходов районного бюджета, представление интересов бюджета Балаковского муниципального района в судебных, государственных и иных органах, исполнение судебных актов.
В данном случае, исходя из ведомственной структуры расходов бюджета, финансовый орган муниципального образования для Службы заказчика является главным распорядителем средств местного бюджета.
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что от имени собственника учреждения в рассматриваемом случае должен выступать Комитет финансов, является обоснованным, соответствует нормам действующего законодательства и имеющимся в деле документам.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.05.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 по делу N А57-79/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.