Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 09.12.2010 по делу N А57-6048/2010 Дело о признании недействительным предписания счетной палаты об усилении контроля над расходованием средств областного бюджета направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не дана оценка доводам министерства социального развития о том, что расходование бюджетных средств осуществлялось на мероприятия, предусмотренные областными программами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2010 г. по делу N А57-6048/2010

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития Саратовской области, г. Саратов,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2010

по делу N А57-6048/2010

по заявлению Министерства социального развития Саратовской области, г. Саратов, о признании недействительным и подлежащим отмене предписания от 01.04.2010, заинтересованные лица: Счетная палата Саратовской области, г. Саратов, Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов,



установил:

Министерство социального развития Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным и подлежащим отмене предписания Счетной палаты Саратовской области от 01.04.2010 N 03-03/282.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

В кассационной жалобе Министерство социального развития Саратовской области просит отменить судебные акты как незаконные и необоснованные, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование жалобы указывается, что вывод суда о нецелевом использовании бюджетных средств не соответствует обстоятельствам дела.

Договором от 19.09.2008 N 17/063/2008/254а был подготовлен аналитический отчет по предпроектному обследованию, определению и анализу способов создания и внедрения системы электронных средств связи в учреждениях социального обслуживания населения области.

Без заключения и исполнения государственных контрактов от 12.12.2008 N 370, от 15.12.2008 N 371, от 25.12.2008 N 390 реализация создания и внедрения системы электронных средств связи (электронная почта) невозможна.

В рамках областной программы “Создание автоматизированной информационной системы “Электронный социальный регистр населения Саратовской области“ на 2006 - 2007 годы“ осуществлялись мероприятия по созданию и внедрению системы электронных средств связи (электронная почта) в органах социальной защиты населения, а в рамках областной целевой программы “Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы “Электронный социальный регистр населения Саратовской области“ для учреждений социального обслуживания населения Саратовской области“ на 2008 - 2009 годы“ осуществлялись мероприятия по созданию и внедрению системы электронных средств связи (электронная почта) в учреждениях социального обслуживания населения области.

Кроме того, мероприятия, осуществленные в рамках государственного контракта от 25.12.2008 N 391, являются вторым этапом внедрения в сфере социальной поддержки населения автоматизированной информационной системы “Электронный социальный регистр населения Саратовской области“.

При рассмотрении данного дела судом кассационной инстанции в судебном заседании от 02.12.2010 объявлялся перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 15 часов 15 минут 07.12.2010.



Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, Счетной палатой Саратовской области на основании удостоверения от 10.03.2010 N 02-10/17 была проведена проверка законности и эффективности расходования денежных средств, выделенных Министерству социального развития Саратовской области на областную целевую программу “Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы “Электронный социальный регистр населения Саратовской области“ на 2008 - 2009 годы, в 2008 году.

По итогам проверки было установлено, что Министерством социального развития Саратовской области были заключены государственные контракты с обществом с ограниченной ответственностью “Белл“ от 12.12.2008 N 370 на сумму 399 000 руб. и от 15.12.2008 N 371 на сумму 499 990 руб.

По контрактам от 12.12.2008 N 370 и от 15.12.2008 N 371 за выполненные работы Министерством социального развития Саратовской области была произведена оплата обществу с ограниченной ответственностью “Белл“ в размере 898 990 руб.

Между Министерством социального развития Саратовской области и обществом с ограниченной ответственностью “Трайтек Инфосистемс“ (далее - ООО “Трайтек Инфосистемс“) 25.12.2008 был заключен государственный контракт N 390.

По данному контракту Министерством социального развития Саратовской области было приобретено два концентратора доступа DFL-1600, стоимостью 78 990 руб. каждый, один из которых был установлен в центре обработки данных Правительства Саратовской области по адресу: г. Саратов ул. Московская, д. 72, а другой - в Министерстве социального развития Саратовской области по адресу: г. Саратов, ул. Б.Горная, д. 314/320.

Концентраторы доступа явились оконечным оборудованием волоконно-оптического кабеля, работы по прокладке которого были выполнены по государственным контрактам, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью “Белл“.

Все расходы по указанным договорам произведены Министерством социального развития Саратовской области за счет ассигнований, выделенных из областного бюджета на реализацию пункта 2 перечня мероприятий Программы на 2008 - 2009 годы, которым предусмотрено создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта) в учреждениях социального обслуживания населения области, их подключение к локальной вычислительной сети Министерства социального развития области.

Счетная палата Саратовской области пришла к выводу, что Программой на 2008 - 2009 годы не предусмотрено создание канала связи для передачи данных между Правительством Саратовской области и министерством социального развития Саратовской области, Министерством социального развития Саратовской области средства в общей сумме 977 980 руб. (по государственным контрактам N 370, 371, 390) были использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, что в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

При проведении проверки также было установлено, что Министерством социального развития Саратовской области 25.12.2008 был заключен государственный контракт N 391 с ООО “Трайтек Инфосистемс“.

В рамках контракта ООО “Трайтек Инфосистемс“ осуществило работы по созданию каналов связи между центральным сервером Министерства социального развития Саратовской области расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Б.Горная, д. 314/320, и серверами территориальных органов, расположенных в районных управлениях социальной защиты.

Оплата ООО “Трайтек Инфосистемс“ за выполненные работы Министерством социального развития Саратовской области“ была произведена в размере в сумме 995 290 руб.

В ходе проверки Счетная палата Саратовской области установила, что электронная почта в органах социальной защиты была создана и подключена к локальной вычислительной сети Министерства социального развития Саратовской области в рамках областной целевой программы “Создание автоматизированной информационной системы “Электронный социальный регистр населения Саратовской области“ на 2006 - 2007 годы“, утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 23.11.2005 N 45-1846, в 2006 году уже были выделены средства из областного бюджета в сумме 4 000 000 руб. на создание локальных вычислительных сетей в органах социальной защиты населения, создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта) в органах социальной защиты населения и подключение к локальной вычислительной сети Министерства здравоохранения и социальной поддержки области, которые были освоены в полном объеме.

Счетная палата Саратовской области пришла к выводу о том, что средства областного бюджета в сумме 995 290 руб. по контракту от 25.12.2008 N 391 фактически были использованы на цели, на которые уже выделялись ассигнования по областной целевой программе АИС ЭСРН на 2006 - 2007 годы в части создания и внедрения системы электронных средств связи (электронная почта) в органах социальной защиты населения и подключение к локальной вычислительной сети Министерства социального развития Саратовской области.

Кроме того, в ходе проверки, проведенной Счетной палатой Саратовской области в 2008 году, было установлено, что электронная почта в органах социальной защиты была создана и подключена к локальной вычислительной сети Министерства социального развития Саратовской области.

Счетная палата Саратовской области установила, что Министерством социального развития Саратовской области произведены избыточные расходы средств областного бюджета в сумме 995 290 руб., а также неэффективное использование средств областного бюджета в сумме 4 000 000 руб.

На основании пункта “г“ части 1 статьи 3 и части 6 статьи 6 Закона Саратовской области от 30.07.2008 N 216-ЗСО “О Счетной палате Саратовской области“ Министерству социального развития Саратовской области было выдано предписание от 01.04.2010 N 03-03/282, которым было предписано усилить контроль за расходованием средств областного бюджета и достижением конечных результатов от заключенных контрактов, осуществлять контроль за надлежащим исполнением контрагентами обязательств по заключенным государственным контрактам, не допускать фактов нецелевого, неэффективного, избыточного расходования бюджетных средств.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным указанного документа, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что у Министерства социального развития Саратовской области отсутствовали правовые основания для расходования бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные программой “Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы “Электронный социальный регистр населения Саратовской области“.

Арбитражный суд апелляционной инстанции согласился с выводами арбитражного суда первой инстанции.

При этом суды исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Законом Саратовской области от 02.08.2007 N 145-ЗСО была утверждена Областная целевая программа “Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы “Электронный социальный регистр населения Саратовской области“ для учреждений социального обслуживания населения Саратовской области“ на 2008 - 2009 годы“ (далее - Программа).

Одной из основных целей и задач Программы является создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта), подключение учреждений социального обслуживания населения области к локальной вычислительной сети министерства здравоохранения и социальной поддержки области.

Разделом 8 Программы предусмотрено программное мероприятие “Создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта) в учреждениях социального обслуживания населения области, их подключение к локальной вычислительной сети Министерства социального развития области“.

На реализацию данного программного мероприятия в 2008 году были предусмотрены и выделены бюджетные ассигнования (за счет средств областного бюджета) в сумме 3 342 590 руб.

Законом Саратовской области от 02.08.2007 N 145-ЗСО “Об областной целевой программе “Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы “Электронный социальный регистр населения Саратовской области“ для учреждений социального обслуживания населения Саратовской области“ на 2008 - 2009 годы“ были утверждены и конкретные программные мероприятия, и бюджетные ассигнования, выделяемые из областного бюджета на их реализацию.

Положение о порядке разработки и реализации областных целевых программ (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2003 N 61-П.

В соответствии с пунктом 14 Положения областная целевая программа состоит из паспорта программы и ряда разделов, в частности третий раздел включает в себя систему (перечень) программных мероприятий. Государственный заказчик несет ответственность за своевременную и качественную подготовку проекта программы (пункт 13 Положения).

В силу пункта 29 Положения ежегодно государственные заказчики на основании представленных отчетов от исполнителей программы подготавливают и представляют до 1 февраля каждого года в Министерство экономического развития и торговли области сводный доклад о ходе реализации программы за прошедший год, а также предложения о внесении в них изменений, продлении срока действия, завершении или прекращении.

Государственным заказчиком и разработчиком Программы является Министерство социального развития Саратовской области.

Суды пришли к выводу, что Министерством социального развития Саратовской области не были приняты меры по включению в Перечень программных мероприятий выполнение работ по прокладке волоконно-оптического кабеля повышенной пропускной способности между Правительством Саратовской области и Министерством социального развития Саратовской области ни на стадии разработки целевой Программы, ни на стадии ее реализации.

Создание канала связи для передачи данных между Правительством Саратовской области и Министерством социального развития Саратовской области пунктом 2 Перечня мероприятий Программы на 2008 - 2009 годы не было предусмотрено, следовательно, отсутствовало правовое основание для расходования бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные Программой.

С учетом изложенного, суды признали правомерным вывод Счетной палаты Саратовской области о том, что Министерством социального развития Саратовской области совершено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 977 980 руб.

Данный вывод сделан арбитражным судом без учета доводов Министерства социального развития Саратовской области о том, что в Программе на 2008 - 2009 годы предусмотрено создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта) в учреждениях социального обслуживания населения области, их подключение к локальной вычислительной сети министерства социального развития Саратовской области без указания на способ реализации данного мероприятия.

На основании договора от 19.09.2008 N 17/063/2008/254а был подготовлен аналитический отчет по предпроектному обследованию, определению и анализу способов создания и внедрения системы электронных средств связи в учреждениях социального обслуживания населения области.

Исходя из аналитического отчета, самым экономически выгодным способом являлся комбинированный способ создания собственных каналов связи к существующим сетям или системам (к информационно-телекоммуникационным системам областного Правительства).

Создание канала связи для передачи данных между Правительством Саратовской области и Министерством социального развития Саратовской области является самым рациональным, экономически выгодным способом подключения учреждений социального обслуживания населения области к локальной вычислительной сети Министерства социального развития области.

Без заключения и исполнения государственных контрактов от 12.12.2008 N 370, от 15.12.2008 N 371, от 25.12.2008 N 390 реализация создания и внедрения системы электронных средств связи (электронная почта) невозможна.

Данные доводы Министерства социального развития Саратовской области имеют существенное значение для установления судом, произведены ли указанные расходы в рамках Программы на 2008-2009 годы.

Кроме того, суд пришел к выводу, что в рамках Областной целевой программы “Создание автоматизированной информационной системы “Электронный социальный регистр населения Саратовской области“ на 2006 - 2007 годы“ Министерством социального развития Саратовской области были освоены средства областного бюджета в сумме 4 000 000 руб. на создание и подключение электронной почты в органах социальной защиты к локальной вычислительной сети министерства социального развития Саратовской области.

Предметом государственного контракта от 25.12.2008 N 391, заключенного между Министерством социального развития Саратовской области и ООО “Трайтек Инфосистемс“, являлось выполнение работ по созданию системы электронных средств связи в учреждениях социального обслуживания населения.

Суд указал, что средства областного бюджета в размере 995 290 руб. по государственному контракту от 25.12.2008 N 391 Министерством социального развития Саратовской области фактически были использованы на цели, на которые ранее выделялись средства областного бюджета по областной целевой программе “Создание автоматизированной информационной системы “Электронный социальный регистр населения Саратовской области“ на 2006 - 2007 годы“ в части создания и внедрения системы электронных средств связи (электронная почта) в органах социальной защиты населения и подключение к локальной вычислительной сети Министерства социального развития Саратовской области.

Однако арбитражным судом не дана оценка доводам Министерства социального развития Саратовской области о том, что в рамках областной программы “Создание автоматизированной информационной системы “Электронный социальный регистр населения Саратовской области“ на 2006 - 2007 годы“ осуществлялись мероприятия по созданию и внедрению системы электронных средств связи (электронная почта) в органах социальной защиты населения, а в рамках областной целевой программы “Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы “Электронный социальный регистр населения Саратовской области“ для учреждений социального обслуживания населения Саратовской области“ на 2008 - 2009 годы“ осуществлялись мероприятия по созданию и внедрению системы электронных средств связи (электронная почта) в учреждениях социального обслуживания населения области.

Контракт от 25.12.2008 N 391 предусматривает выполнение работ по созданию системы электронных средств связи в учреждениях социального обслуживания населения, а не в органах социальной защиты населения.

Кроме того, мероприятия, осуществленные в рамках государственного контракта от 25.12.2008 N 391, являются вторым этапом внедрения в сфере социальной поддержки населения автоматизированной информационной системы “Электронный социальный регистр населения Саратовской области“.

Поскольку данные доводы имеют существенное значение для правильного разрешения спора, они были заявлены Министерством социального развития Саратовской области при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, судебные акты, принятые без оценки указанных доводов, нельзя признать законными и обоснованными.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо учесть изложенное и принять решение в соответствии с законом.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2010 по делу N А57-6048/2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.