Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.11.2010 по делу N А12-24177/2009 Положения п. 2 ст. 161 БК РФ, в силу которых заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2010 г. по делу N А12-24177/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Природа и спорт+“

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010

по делу N А12-24177/2009

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью “Природа и спорт+“ к муниципальному учреждению “Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района г. Волгограда“ о взыскании 912 492 руб. 06 коп., с привлечением третьих лиц: администрации Красноармейского района г. Волгограда, администрации Волгограда, Департамента финансов администрации Волгограда, Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, Департамента жилищно-коммунального
хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда,

установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью “Природа и спорт+“ (далее - ООО “Природа и спорт+“, истец) с исковыми требованиями к муниципальному учреждению “Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района г. Волгограда“ (далее - МУ “ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда, ответчик) и администрации Красноармейского района г Волгограда о взыскании долга в размере 912 492 руб. 06 коп. в связи с неоплатой выполненных работ по муниципальному контракту от 10.06.2009 N 18.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец отказался от иска к ответчику - администрации Красноармейского района г. Волгограда. Судом отказ от иска к одному из ответчиков принят.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.05.2010 заявленные требования истца удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 данное решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано по мотиву, что МУ “ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда“ является ненадлежащим ответчиком по делу.

В кассационной жалобе ООО “Природа и Спорт+“ просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на кассационную жалобу, коллегия находит, что постановление апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.06.2009 между администрацией Красноармейского района Волгограда (заказчик), МУ “ЖКХ Красноармейского района Волгограда“ (плательщик) и ООО “Природа и спорт+“ (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 18 реконструкции лесопарка у здания администрации Красноармейского района Волгограда (реконструкция пешеходной аллеи по ул. Остравской в Красноармейском районе Волгограда).

Согласно пункту 1.1 заключенного муниципального контракта настоящий муниципальный контракт
заключен от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград на основании протокола от 26.05.2009, письма N 07и/мз 1821 от 27.05.2009 Комитета муниципального заказа администрации Волгограда.

В соответствии с пунктом 2.1 заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ по реконструкции лесопарка у здания администрации Красноармейского района Волгограда (реконструкции пешеходной аллеи по ул. Остравской в Красноармейском районе Волгограда) в соответствии с условиями настоящего контракта.

Стороны в пункте 4.1 предусмотрели, что цена настоящего контракта составляет 3 711 719 руб. 58 коп.

В течение трех дней с момента заключения контракта плательщик оплачивает исполнителю аванс в размере 30% от цены контракта. Удержание стоимости авансового платежа производится плательщиком из стоимости выполненных подрядчиком работ пропорционально суммам, предъявленных к оплате актов о приемке выполненных работ. Окончательный расчет производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя на основании подписанных актов выполненных работ и выставленного счета-фактуры исполнителем из сметы расходов бюджета по мере поступления денежных средств на 2009 год.

ООО “Природа и спорт+“ исполнило обязательства, предусмотренные муниципальным контрактом, что подтверждается актами о приемке выполненных работ 21.07.2009 на сумму 1 317 412 руб. 76 руб., от 07.08.2009 на сумму 1 317 412 руб. 76 коп.

В связи с тем, что администрация Красноармейского района и МУ “ЖКХ Красноармейского района Волгограда“ отказались принимать и оплачивать выполненные работы по акту от 31.08.2009, ООО “Природа и спорт+“ обратилось в суд с иском о взыскании задолженности в размере 912 492 руб. 06 коп. за фактически выполненные работы по муниципальному контракту от 10.06.2009 N 18.

Из представленных в дело документов следует, что муниципальный контракт от
10.06.2009 N 18 заключен МУ ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда“ в целях удовлетворения муниципальных нужд по итогам открытого аукциона.

В силу пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (п. 3 ст. 764 Гражданского кодекса Российской Федерации).

МУ ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда“ в порядке, предусмотренном статьями 4, 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, получило полномочия муниципального заказчика.

Поэтому, заключив муниципальный контракт и действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, оно обязано в силу статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации оплатить выполненные для муниципальных нужд работы с учетом содержащихся в контракте обязательств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных средств.

В апелляционной жалобе МУ ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда“ указывает, что контракт был профинансирован из бюджета г. Волгограда лишь в сумме 2 732 650 руб. 81 коп.

Однако данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения муниципального учреждения от обязанности по оплате, поскольку пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006
N 23 разъяснено, что разрешая дела по искам о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленные к учреждениям поставщиками (исполнителями), суды должны исходить из того, что положения пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которых заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств.

При таких данных суд первой инстанции при разрешении дела правомерно иск удовлетворил за счет ответчика, что не противоречит пункту 3 статьи 764 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вывод апелляционного суда о том, что МУ ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда“ является бюджетным учреждением и осуществляет деятельность лишь в пределах доведенного лимита, противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.

Таким образом, по настоящему спору с учетом условий рассматриваемого контракта, в котором МУ ЖКХ Красноармейского района г. Волгограда“ выступает в качестве уполномоченного заказчика работ для муниципальных нужд, надлежащим ответчиком - основным должником является именно названное учреждение. Муниципальное образование в лице соответствующего главного распорядителя бюджетных средств может нести субсидиарную ответственность за счет муниципальной казны при недостаточности денежных средств, выделенных заказчику по муниципальному контракту.

Поскольку требование в порядке субсидиарной ответственности к муниципальному образованию не предъявлялось, судом подобное требование не рассматривалось.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить постановление апелляционного суда с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями
286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 по делу N А12-24177/2009 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.05.2010 по делу N А12-24177/2009.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.