Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.11.2010 по делу N А57-520/2010 Дело по иску о взыскании суммы неосновательного обогащения, образовавшегося в результате оказания истцом дополнительных услуг (вне рамок муниципального контракта), направлено на новое рассмотрение, поскольку несмотря на то, что истцом был изменен предмет иска, принятый судом инстанции, спорные правоотношения были рассмотрены как отношения сторон, возникшие из муниципального контракта. Кроме того, суд установил факты исполнения сторонами условий контракта и оказания дополнительных услуг.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 ноября 2010 г. по делу N А57-520/2010

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия “Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации“ в лице филиала по Саратовской области, г. Саратов,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.05.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2010

по делу N А57-520/2010

по исковому заявлению федерального государственного унитарного предприятия “Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации“ в лице филиала по Саратовской области, г. Саратов, к Комитету
дорожного хозяйства администрации муниципального образования “Город Саратов“, г. Саратов, администрации муниципального образования “Город Саратов“, г. Саратов, Комитету по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“, г. Саратов, о взыскании 6 940 365 руб.,

установил:

федеральное государственное унитарное предприятие “Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации“ в лице филиала по Саратовской области (далее - ФГУП ГОССМЭП МВД России, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к ответчикам - Комитету дорожного хозяйства администрации муниципального образования “Город Саратов“, администрации муниципального образования “Город Саратов“, Комитету по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“ о взыскании задолженности в размере 6 940 365 руб.

Исковое заявление мотивировано неоплатой оказанных истцом Комитету дорожного хозяйства администрации муниципального образования “Город Саратов“ дополнительных услуг, не предусмотренных муниципальным контрактом от 06.07.2009 N 049/2009.

В суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменил предмета иска и просил взыскать спорную сумму как неосновательное обогащение.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.05.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2010, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.05.2010 и постановление апелляционного суда от 28.07.2010 отменить, принять судебный акт об удовлетворении иска, взыскав с Комитета дорожного хозяйства администрации муниципального образования “Город Саратов“ 6 940 365 руб.

Заявитель кассационной жалобы считает обжалуемые судебные акты незаконными, принятыми с нарушением норм материального права, поскольку суды исходили из договорных отношений, которые ранее сложились между истцом и ответчиком, а не
из предмета искового требования. По мнению заявителя, судами обеих инстанций оставлены без рассмотрения и надлежащей оценки обстоятельства и доказательства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, не исследован характер взаимоотношений сторон. Как полагает заявитель, истец, являясь единственным предприятием в сфере обслуживания светофоров в г. Саратове, не вправе был не принимать заявки и не выполнять ремонтные работы.

В судебном заседании заявитель доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил отменить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Также поддержал ходатайство о назначении судебно-технической экспертизы, которое судебной коллегией отклонено, поскольку разрешение данного ходатайства не входит в круг полномочий кассационной инстанции, обозначенных в главе 35 АПК РФ.

Представители администрации муниципального образования “Город Саратов“, и Комитета по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“ высказали возражения в отношении удовлетворения жалобы.

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ дело рассмотрено без участия представителя Комитета дорожного хозяйства администрации муниципального образования “Город Саратов“, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 02.11.2010 до 15 часов 15 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между ФГУП
ГОССМЭП МВД России (исполнитель) и Комитетом дорожного хозяйства администрации муниципального образования “Город Саратов“ (заказчик) на основании результатов размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона 06.07.2009 был заключен муниципальный контракт N 049/2009, в соответствии с которым исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по обеспечению безопасности дорожного движения техническими средствами регулирования дорожного движения г. Саратова. В свою очередь, заказчик обязался принять и оплатить результаты оказанных услуг.

Объемы и виды услуг определены сторонами контракта в сводном сметном расчете и сметах, являющихся неотъемлемой его частью. Стороны согласовали, что услуги по обеспечению безопасности дорожного движения должны оказываться истцом посредством предоставления собственных сооружений - технических средств безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 2.14 контракта приемка оказанных услуг оформляется актом приемки оказанных услуг (работ) формы КС-2, путем его подписания сторонами муниципального контракта.

Порядок сдачи-приемки оказанных услуг регулируется пунктами 2.15 - 2.22 контракта.

В соответствии с пунктом 3.1 цена контракта составляет 12 000 000 руб.

Сроки оказания услуг сторонами контракта определены с 06.07.2009 по 31.12.2009 (пункт 2.5).

В рамках муниципального контракта заказчиком были подписаны акты о приемке выполненных работ на общую сумму 12 000 000 руб.

Услуги оплачены в полном объеме Комитетом дорожного хозяйства администрации муниципального образования “Город Саратов“.

Отсутствие задолженности по контракту от 06.07.2009 N 049/2009 подтверждается подписанным сторонами двусторонним актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2009.

Истцом 21.09.2009 в адрес администрации муниципального образования “Город Саратов“ и Комитета дорожного хозяйства администрации муниципального образования “Город Саратов“ было направлено письмо N 401, в котором он уведомил о том, что объемы работ на техническое обслуживание светофорных объектов по муниципальному контракту выполнены в полном объеме, в связи
с чем им заявлено о необходимости дополнительного выделения денежных средств на их техническое обслуживание.

В ответе на письмо N 401 Комитет дорожного хозяйства администрации муниципального образования “Город Саратов“ указал на то, что цена контракта неизменна. Однако в период с 09.10.2009 по 24.12.2009 Комитетом дорожного хозяйства администрации муниципального образования “Город Саратов“ были направлены в адрес истца заявки-телефонограммы на проведение технического обслуживания светофорных объектов в городе.

Комитету дорожного хозяйства администрации муниципального образования “Город Саратов“, в свою очередь, истцом в подтверждение оказания дополнительных услуг, сверх предусмотренных контрактом от 06.07.2009 N 049/2009, были направлены акты приемки выполненных работ за периоды: с 01.11.2009 по 10.11.2009 на сумму 694 619 руб., с 11.11.2009 по 20.11.2009 на сумму 1 192 015 руб., с 21.11.2009 по 30.11.2009 на сумму 892 034 руб., с 01.12.2009 по 10.12.2009 на сумму 759 692 руб., с 11.12.2009 по 18.12.2009 на сумму 436 030 руб., всего на общую сумму 6 940 365 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, судами, руководствуясь статьями 709, 779 - 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, сделаны выводы о том, что обязательственные отношения сторон вытекают из муниципального контракта, у подрядчика отсутствовали какие-либо правовые основания для оказания услуг в объемах, превышающих условия муниципального контракта и что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.

При этом судом не учтено, что истцом в порядке статьи 49 АПК РФ изменен предмет иска и заявлено требование о взыскании неосновательного обогащения, образовавшегося в результате
оказания истцом дополнительных услуг (вне рамок муниципального контракта от 06.07.2009 N 049/2009). Изменение предмета было принято судом первой инстанции, однако спорные правоотношения судом рассмотрены как отношения сторон, возникшие из муниципального контракта от 06.07.2009 N 049/2009.

Кроме того, судом установлен факт оказания истцом дополнительных услуг на основании заявок-телефонограмм Комитета дорожного хозяйства администрации муниципального образования “Город Саратов“, переданных уполномоченным лицом Комитета дорожного хозяйства администрации муниципального образования “Город Саратов“ за период с 09.10.2009 по 24.12.2009 с просьбами обеспечить проведение технического обслуживания светофорных объектов на конкретных улицах. Также сделан вывод, что оказание услуг в объемах, отраженных в актах формы КС-2, подтверждается актами с перечнем улиц, на которых производились работы, с указанием видов работ, подписанными госавтоинспектором отделения организации движения и дорожной инспекции Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения г. Саратова, а также накладными, товарными чеками на приобретение расходных материалов.

Таким образом судом установлен факт исполнения сторонами условий контракта в полном объеме, в то же время установлен факт оказания дополнительных услуг.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводами судов обеих инстанций о возникновении обязательственных отношений сторон из муниципального контракта.

В связи с чем, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела, суду необходимо дать надлежащую оценку всем имеющимся в деле доказательствам, доводам истца, рассмотреть требование о взыскании суммы неосновательного обогащения, правильно применив нормы материального права, и с учетом установленных обстоятельств принять по делу законный судебный акт.

В соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ арбитражному суду, вновь рассматривающему дело, необходимо рассмотреть вопрос о распределении судебных расходов.

На основании
изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.05.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2010 по делу N А57-520/2010 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.