Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.11.2010 по делу N А55-32802/2009 Суд, установив предоставление истцом льгот отдельным категориям граждан на основании федеральных законов и нормативных актов субъекта РФ, правильно определил публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, и правомерно взыскал убытки, возникшие у истца в результате перевозки граждан-льготников по единому социальному проездному билету, за счет казны Российской Федерации и казны субъекта Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 ноября 2010 г. по делу N А55-32802/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010

по делу N А55-32802/20099

по исковому заявлению муниципального предприятия “Тольяттинское троллейбусное управление“, к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Самарской области, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц: Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог
Самарской области, ФГУП “Почта России“ в лице обособленного подразделения “Тольяттинский почтамт“, г. Тольятти, о взыскании 12 750 805 руб. 82 коп. ущерба,

установил:

муниципальное предприятие “Тольяттинское троллейбусное управление“ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом уточнений) о взыскании с Самарской области (далее - первый ответчик) 7 347 483 руб. 34 коп. и с Российской Федерации (далее - второй ответчик) 5 403 322 руб. 48 коп., всего 12 750 805 руб. 82 коп. ущерба, вызванного перевозкой в первом полугодии 2009 года льготников по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена Постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 “Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан“.

Решением от 05.04.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010, иск удовлетворен частично.

С Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального предприятия “Тольяттинское троллейбусное управление“ взысканы убытки в сумме 3 922 148 руб. 95 коп.

С Самарской области за счет казны Самарской области в пользу муниципального предприятия “Тольяттинское троллейбусное управление“ взысканы убытки в сумме 5 866 309 руб. 81 коп.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

Обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, Управление Федерального казначейства по Самарской области просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, истец осуществляет перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования
- троллейбусами по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий г Тольятти.

Постановлением Мэра городского округа Тольятти от 26.12.2008 N 3241-п/1 “Об утверждении стоимости проезда пассажиров на всех видах муниципального транспорта в городском сообщении на 2009 год“ стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на 2009 год для граждан установлена в размере 620 руб. на один вид транспорта и 720 руб. на два вида транспорта.

Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета на два вида транспорта и единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) составляет 450 руб. и возмещалась истцу лишь частично (как органами ФГУП “Почта России“ - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и Мэрией г. Тольятти - в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета).

В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам, в размере 12 750 805 руб. 82 коп. за период с 01.01.2009 по 30.06.2009 с казны Российской Федерации и Самарской области.

Удовлетворяя заявленных требований в части, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

Согласно статье 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за
счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещение. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.

Субъект Российской Федерации, установив Постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 “Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан“ льготы в виде неполной стоимости проездного билета, принял на себя и обязанность полного возмещения предприятиям транспорта недополученных доходов за счет средств областного бюджета.

Данным постановлением установлена лишь стоимость
единого социального проездного билета, эквивалентная льготной стоимости проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте для отдельных категорий лиц на территории Самарской области, а не расходные обязательства Самарской области по финансированию указанных льгот.

До принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 “Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан“.

Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“, меры социальной поддержки указанных категорий граждан отнесены к ведению Российской Федерации.

На основании Соглашения от 14.12.2009 N 28-13/64 истцу Министерством транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области перечислены в возмещение расходов истца средства областного бюджета в сумме 2 962 347 руб. 05 коп. и средства, поступающие в областной бюджет из федерального бюджета, в сумме 2 962 347 руб. 05 коп.

При указанных обстоятельствах, в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ суд первой и апелляционной
инстанций правомерно взыскали убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте региональным льготникам, за счет казны Российской Федерации в сумме 3 922 148 руб. 95 коп. и казны субъекта Российской Федерации (Самарской области) в сумме 5 866 309 руб. 81 коп.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судебных инстанций о том, что публично-правовое образование отвечает за соответствие сведений о его расходных обязательствах, указанных в бюджете публично-правового образования, фактическим расходам юридических лиц (в том числе организаций транспорта), понесенным при реализации нормативного акта, изданного данным публично-правовым образованием. Непредусмотренность в бюджете соответствующих расходов не может являться основанием для возложения на истца, как на коммерческую организацию, бремени расходов по реализации нормативных актов Российской Федерации и Самарской области.

Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права и соответствии выводов фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 05.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 по делу N А55-32802/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.