Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.10.2010 по делу N А65-5080/2010 В удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), отказано правомерно, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по данной статье.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2010 г. по делу N А65-5080/2010

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010

по делу N А65-5080/2010

и общества с ограниченной ответственностью “Фортуна“

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010

по делу N А65-5080/2010

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Фортуна“ к административной ответственности
по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области (далее - налоговый орган, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Фортуна“ (далее - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Производство по делу об административном правонарушении прекращено на том основании, что налоговый орган не доказал наличия в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 решение суда первой инстанции от 30.03.2010 оставлено без изменения в части. Вместе с тем, изменена мотивировочная часть решения суда относительно наличия состава административного правонарушения по основаниям части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выявленное налоговым органом правонарушение, выразившееся в осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр по адресу, не указанному в лицензии, является нарушением условий лицензии и правомерно квалифицировано налоговым органом по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.

Заявителем кассационной жалобы отмечается, что, осуществляя деятельность по приему платежей от физических лиц и выплате выигрыша по месту расположения обособленного подразделения, общество фактически осуществляет игорную деятельность
по месту нахождения обособленного подразделения, которое не указано в лицензии. Указанное действие образует состав административного правонарушения.

Вывод судов о пропуске срока для привлечения к административной ответственности является неправомерным по тем основаниям, что деятельность по организации и проведению азартной игры в букмекерской конторе является предоставлением услуг потребителю (физическому лицу), поэтому подпадает под действие Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“. В данном случае должен применяться не двухмесячный, а годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

В свою очередь общество также обратилось с кассационной жалобой на постановление суда апелляционной инстанции от 13.07.2010, в которой просит изменить мотивировочную часть относительно выводов о наличии состава административного правонарушения.

Общество одновременно соглашается с тем, что пропуск срока давности для привлечения к административной ответственности пропущен налоговым органом. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ в рассматриваемом случае не подлежит применению для исчисления срока давности.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционной инстанции исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 01.12.2009 налоговым органом была проведена проверка обособленного подразделения пункта приема ставок букмекерской конторы и тотализатора, находящегося по адресу: г. Казань, ул. Николая Ершова, д. 78Б, принадлежащего обществу.

В ходе проверки налоговым органом установлен факт осуществления обществом деятельности в сфере игорного бизнеса (прием платежей (ставок) от физических лиц) без соответствующей лицензии (разрешения), предоставляющей организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе по адресу: г. Казань, ул. Николая Ершова, д. 78Б.

При этом налоговый орган исходил из того,
что законодательство Российской Федерации не определяет понятие и организацию пунктов приема и выплат платежей, заключение агентских договоров на организацию и проведение азартных игр с другими юридическими лицами (индивидуальным предпринимателями), а также не предусматривает осуществление лицензируемой деятельности вне адресов места нахождения игорного заведения, указанного в лицензии, приложении к ней. Действия общества квалифицированы налоговым органом в протоколе об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем судом первой инстанции заявленное налоговым органом требование о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), не было рассмотрено. Предметом рассмотрения суда первой инстанции явилось требование о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), тогда как такое требование административным органом по настоящему делу не заявлялось, протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в материалы дела не представлялся.

Материалами проверки установлено, что общество имеет лицензию от 30.06.2009 N 5 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Шаумяна, д. 64, офис 1 и г. Ростов-на-Дону, ул. 20 линия, д. 22, литер Л. Однако в лицензии либо в приложении к ней отсутствует указание на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, д. 78Б.

По результатам проведения проверки
налоговым органом в отношении общества 13.01.2010 составлен протокол N 00001 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу положений части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ), деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах может быть организована вне игорных зон в порядке, установленном настоящей главой.

Букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ установлено, что лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных
игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 N 451, (далее - Положение о лицензировании) определен порядок лицензирования деятельности юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон.

Выявленное налоговым органом правонарушение, выразившееся в осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр по адресу, не указанному в лицензии, фактически является нарушением условий, предусмотренных лицензией, и правильно квалифицировано налоговым органом по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности для привлечения к административной ответственности судом применен правильно.

Как видно из материалов дела, вменяемое обществу административное правонарушение обнаружено 01.12.2009, то есть на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Объектом данного правонарушения является нарушение законодательства о лицензировании, а не законодательства о защите прав потребителей.

Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционной инстанции по приведенным в кассационных жалобах доводам не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 по делу N А65-5080/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.