Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.10.2010 по делу N А12-3398/2010 Суд правомерно взыскал с управления Ростехнадзора необоснованно полученную от истца плату за загрязнение окружающей природной среды, поскольку хранение в мусорных контейнерах бытовых (офисных) отходов не охватывается понятием “размещение отходов“, подпадающим в сферу правового регулирования ФЗ “Об отходах производства и потребления“, в связи с чем у истца отсутствовала обязанность по внесению названной платы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2010 г. по делу N А12-3398/2010

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград,

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010

по делу N А12-3398/2010

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью “Ломбард Царицын“, г. Волгоград, к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград, о взыскании 23 588 руб. 03 коп.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Ломбард Царицын“ (далее - ООО “Ломбард Царицын“, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Нижне-Волжскому управлению Ростехнадзора (далее -
управление), о взыскании необоснованно полученной платы за загрязнение окружающей среды в размере 23 558 руб. 03 коп.

Исковое заявление мотивировано ошибочным перечислением обществом денежных средств, поскольку истец размещением отходов не занимается и у него отсутствует обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей природной среды.

Решением от 26.04.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 решение изменено, взыскано с Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, г. Волгоград, в пользу общества с ограниченной ответственностью “Ломбард Царицын“, г. Волгоград, необоснованно полученная сумма 22 067 руб. 85 коп., в остальной части решение оставлено без изменения.

Обжалуя постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 в кассационном порядке, управление просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

Кассационная жалоба мотивирована тем, что деятельность истца оказывает негативное воздействие на окружающую среду, неправильным применением судом апелляционной инстанции правовой позиции изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08, непоступлением на его расчетный счет платы по части платежных поручений.

Проверив законность обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, ООО “Ломбард Царицын“ обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Нижне-Волжскому управлению Ростехнадзора о взыскании необоснованно полученной платы за загрязнение окружающей среды в размере 23 558 руб. 03 коп., за период с 2006 года по 2009 год, с учетом того, что общество не являлось субъектом указанной деятельности, а также изменением судебной практики, которая нашла отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.

Изменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя частично заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

Обществом в период с 2006 года по 2009 год, в добровольном порядке, платежными поручениями осуществлялись платежи в федеральный бюджет за загрязнение окружающей природной среды за размещение отходов в размере 23 558 руб.

Общество 28.08.2009 письмом N 112 обратилось к управлению с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм.

Письмом от 04.09.2009 N 15-8/110 управление сообщило обществу, что оно не освобождается от платы за размещение отходов, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности и отказало в возврате платежей.

Основным видом уставной деятельности общества (пункт 2.2 Устава) является ссудно-залоговая деятельность, то есть выдача взаймы под залог ювелирных изделий. В процессе осуществления указанной деятельности у общества возникают офисные отходы (канцелярские отходы и отходы, связанные с использованием оргтехники).

Для вывоза образующихся отходов с контейнерной площадки обществом заключены договора со специализированными предприятиями по вывозу отходов (по местам нахождения филиалов).

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Как следует из статьи 16 Закона размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 “Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду“ установлено, что срок уплаты
платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации: Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“.

Данное постановление распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Вышеуказанной норме права корреспондируют положения пункта 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993.

Данным пунктом установлено, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и
передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Понятие размещения отходов дано в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“: под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Данный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, производится конкретными субъектами на основании устанавливаемых им нормативов и лимитов.

Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.

То есть хранение в мусорных контейнерах бытовых (офисных) отходов не охватывается понятием размещения отходов, подпадающим в сферу правового регулирования Федерального
закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“.

На основании системного толкования вышеназванных норм права, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также, исходя из фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что общество с ограниченной ответственностью “Ломбард Царицын“ не осуществляет деятельность по размещению отходов, а управление не доказало возникновение у общества обязанности вносить соответствующую плату за их размещение.

Применив положения о пропуске срока исковой давности к части платежей, о которой заявлено управлением, суд апелляционной инстанции удовлетворил требования о возврате платежей в сумме 22 067 руб. 85 коп.

Правильность применения норм права о пропуске срока исковой давности управлением в кассационной жалобе не оспаривается.

Доводы кассационной жалобы об оплате части взысканных платежей не в адрес управления были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные.

При указанных обстоятельствах обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, соответствии выводов правовой позиции Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08 и фактическим обстоятельствам дела. Оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 по делу N А12-3398/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.