Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.09.2010 по делу N А57-1302/2010 Исковые требования о взыскании с собственника муниципальных квартир взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей долевой собственности удовлетворены, поскольку собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2010 г. по делу N А57-1302/2010

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“, г. Саратов,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010

по делу N А57-1302/2010

по исковому заявлению товарищества собственников жилья “Бардинский“, г. Саратов, к администрации муниципального образования “Город Саратов“, г. Саратов, Комитету по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“, г. Саратов, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству муниципального образования “Город Саратов“, г. Саратов,
с участием третьего лица - администрации Ленинского района г. Саратова, г. Саратов, о взыскании взносов на капитальный ремонт в сумме 285 667 руб. 65 коп.,

установил:

товарищество собственников жилья “Бардинский“ (далее - ТСЖ “Бардинский“, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к администрации муниципального образования “Город Саратов“, Комитету по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству муниципального образования “Город Саратов“ “Город Саратов“ о взыскании за счет средств муниципальной казны муниципального образования взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования “город Саратов“ в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ “Бардинский“, за период с 01.03.2009 по 01.04.2010 в размере 369 163 руб. 65 коп. (с учетом уточнений).

Исковые требования основаны на положениях статей 137, 145, 155, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 210, 215, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и мотивированы тем, что муниципальное образование “Город Саратов“, являясь собственником жилых помещений и членом ТСЖ “Бардинский“, обязано ежемесячно производить плату в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества, за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества, администрация муниципального образования “Город Саратов“ не оплачивает указанные взносы, в связи с чем, за ответчиком образовалась задолженность в сумме 369 163 руб. 65 коп. за период с 01.03.2009 по 01.04.2010.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация Ленинского района муниципального образования “Город
Саратов“.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2010 иск удовлетворен.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010 решение суда оставлено без изменения.

Судебные инстанции исходили из того, что муниципальное образование “Город Саратов“ обязано нести бремя содержания своего имущества наравне с другими собственниками помещений многоквартирных домов, входящих в состав товариществ собственников жилья, при этом сумма взносов на капитальный ремонт общего имущества определена исходя из общей площади муниципального жилого фонда.

В кассационной жалобе Комитета по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты, подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ТСЖ “Бардинский“ является объединением собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов N 2, 4 по ул. Бардина в г. Саратове (пункт 1.1 Устава товарищества, утвержденного общим собранием от 12.01.2006).

На основании пункта 3.2 “Временного положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда“, утвержденного постановлением мэра г. Саратова от 18.06.2003 N 510, по заявлению главы администрации Ленинского района г. Саратова от 19.02.2004 муниципальное образование “Город Саратов“ вступило в члены ТСЖ “Бардинский“.

На общем собрании членов товарищества 12.01.2006 была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ, их стоимость, очередность проведения работ, отобраны подрядчики и определены условия оплаты
работ, утверждена новая редакция устава ТСЖ “Бардинский“ (протокол заседания общего собрания членов ТСЖ “Бардинский“ от 12.01.2006).

На указанном собрании также было принято решение провести не позднее 01.05.2006 очередное общее собрание членов ТСЖ “Бардинский“ в форме заочного голосования по вопросу установления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячной платы (взносов) на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.

По итогам голосования на общем собрании членами товарищества, оформленного протоколом от 28.04.2006, принято решение об установлении с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данного дома в размере, равному величине федерального стандарта предельной стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц на соответствующий год по Саратовской области, утверждаемых соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации “О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг“.

Представитель муниципального образования “Город Саратов“ (действующий по доверенности от 03.04.2006) принимал участие в голосовании и голосовал за установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.

Указанное решение оспорено не было.

Неисполнение публичным образованием, как собственником муниципального жилого фонда, находящегося в жилых домах, входящих в товарищества, обязательств по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в размере и в порядке, установленных общим собранием членов товарищества от 28.04.2006, послужило основанием для обращения товарищества с требованиями по настоящему делу в суд.

Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений
в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.

Пунктом 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товариществом в соответствии с уставом.

Общее собрание членов ТСЖ “Бардинский“ по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не признано недействительным в установленном законом порядке.

Правилами пункта 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

В соответствии
со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Из положений статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 22, 33 Устава муниципального образования “Город Саратов“ следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование “Город Саратов“ в лице администрации.

Общая площадь всех жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается представленной в материалы дела справкой муниципального учреждения “Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова“ о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав товарищества, и не оспаривается сторонами по делу.

Принятое в развитие положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановление главы администрации г. Саратова от 24.07.2007 N 599 “Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт доли муниципального образования город Саратов“, которое в свою очередь предусматривает предоставление субсидий на проведение капитального ремонта за счет средств муниципального бюджета города, не исключает обязательств публичного собственника нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, которое включают в себя и плату за капитальный ремонт.

Судебные инстанции, оценив представленные доказательства, установили, что товарищество не являлось субъектом субсидирования в рамках, утвержденного муниципальным образованием положением, данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.

Следует признать ошибочными и ссылки Комитета по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“ о том, что в данном конкретном случае взыскание денежных средств осуществлено с нарушением бюджетного законодательства, предусматривающего специальные основания и способы
перечисления денежных средств на проведение капитального ремонта.

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей установлены в статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок участия муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, регламентированы правилами статей 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суды двух инстанций пришли к правильному выводу, что муниципальное образование, являясь собственником жилых помещений, а также членом товарищества, обязано вносить плату за капитальный ремонт общего имущества в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации и соответственно данные затраты должны составлять расходную часть соответствующего бюджета.

Смета расходов по статье “капитальный ремонт“ объектов общего имущества в указанных жилых домах, общая площадь муниципального жилого фонда, размер взносов муниципального образования в процессе судебных разбирательств не оспаривались.

Судебные инстанции с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 138, 154, 155, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства, правомерно признали обоснованными исковые требования товарищества и взыскали с казны муниципального образования в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“ в пользу товарищества заявленную задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества.

Кроме этого по аналогичному делу (N А57-5230/2009), рассмотренному между ТСЖ “Бардинский“ и муниципальным образованием, суды трех инстанций признали правомерность требований товарищества о взыскании взносов на капитальный ремонт за период с 01.10.2008 по 01.03.2009.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не соблюдены требования статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку, уточняя период неисполнения обязательств по внесению взносов ТСЖ
“Бардинский“, фактически заявлены новые требования.

Предметом иска являются материально-правовые требования (обязание исполнить обязательство, уплатить денежную сумму, передать имущество, выполнить работы) под основанием иска следует понимать факты и обстоятельства, при этом нормы права не относятся к правовым основаниям требований.

Между тем не является достаточным основанием для отмены судебного акта вышестоящей инстанции принятие судом уточненных требований, если того требует принцип эффективности судебной защиты.

Аналогичные выводы содержатся и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 161/10, которое подлежит применению арбитражным судом при рассмотрении дел.

По существу доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств спора, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010 по делу N А57-1302/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.