Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.09.2010 по делу N А55-3738/2010 Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа - влечет наложение административного штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2010 г. по делу N А55-3738/2010

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2010 года

по делу N А55-3738/2010

по заявлению Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 05 февраля 2010 г. N 46-5128-10/4,



установил:

Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 05 февраля 2010 г. N 46-5128-10/4 о привлечении к административной ответственности по части 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 500 000 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области 26 марта 2010 г. заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области, антимонопольный орган) от 05 февраля 2010 г. N 46-5128-10/4 о привлечении Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области к административной ответственности по части 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 500 000 руб.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2010 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе Министерство просит отменить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что оспариваемое постановление вынесено 08 февраля 2010 г., т.е. с нарушением процедуры его принятия.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Постановлением от 05 февраля 2010 г. N 46-5128-10/4 УФАС по Самарской области привлекло Министерство к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 500 000 руб.

Постановление антимонопольного органа мотивировано тем, что заявитель в нарушение части 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не выполнил в установленный срок законное требование Управления.



В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере пятисот тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что в период с 01 декабря 2009 г. по 04 декабря 2009 г. в антимонопольный орган поступили жалобы ООО “СК “Достояние“, ООО “Волгапромкомплект“, ООО “Самаратрестстрой“, ООО “Слайдорс-Регион-Поволжье“, ООО “СК “Конструктив“, ООО “ЦентрСтройКомплект“, ООО “Тольяттистройцентр“ на действия аукционной комиссии Главного управления организации торгов Самарской области на отказ в допуске к участию в аукционе.

Уведомлениями от 02 декабря 2009 г. N 10840/4, от 04 декабря 2009 г. N 10899/4, N 10929/4 в соответствии с частью 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон N 94-ФЗ) антимонопольный орган обязал Министерство приостановить размещение заказа до рассмотрения жалоб по существу (л. д. 39 - 41).

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 94 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 60 Закона N 94-ФЗ в случае принятия решения о приостановлении размещения заказа государственный или муниципальный контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. Согласно части 5 названной статьи Заказчик не вправе заключить государственный или муниципальный контракт до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии органами, указанными в части 1 настоящей статьи. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия УФАС Самарской области по контролю в сфере размещения государственных заказов 07 декабря 2009 г. рассмотрела жалобы ООО “СК “Достояние“, ООО “Волгапромкомплект“, ООО “Самаратрестстрой“, ООО “Слайдорс-Регион-Поволжье“, ООО “СК “Конструктив“, ООО “ЦентрСтройКомплект“, ООО “Тольяттистройцентр“ в порядке статьи 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.

По результатам рассмотрения вышеуказанных жалоб антимонопольным органом принято решение о признании их обоснованными. На основании указанного решения и в соответствии с частью 9 статьи 17 Закона N 94-ФЗ Министерству выдано предписание от 07 декабря 2009 г. N 11174/4 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

В силу пункта 1 части 9 статьи 17 Закона N 94-ФЗ при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.

В соответствии с пунктом 1.1 предписания УФАС по Самарской области от 07 декабря 2009 г. N 11174/4 Министерству предписывалось не заключать государственный контракт с единственным допущенным участником аукциона - ООО “ВОЛГАТРАНСТЕРМИНАЛ“.

Кроме того Министерству предписывалось в соответствии со статьей 17.1 Закона N 94-ФЗ направить в УФАС по Самарской области в течение недели со дня получения предписания уведомление о незаключении контракта с ООО “ВОЛГАТРАНСТЕРМИНАЛ“.

Однако в нарушение предписания антимонопольного орган, 07 декабря 2009 г. заявитель заключил государственный контракт N 36/3 на выполнение ремонтных работ нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, 20 с единственным допущенным участником аукциона - ООО “ВОЛГАТРАНСТЕРМИНАЛ“.

Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа предусмотрена статьей 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах УФАС по Самарской области правомерно привлекло Министерство к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку у последнего ответственность возникает за невыполнение в срок законного предписания органа осуществляющего государственный надзор, возникающего из правоотношения против порядка управления.

Суд первой инстанции, отменяя оспариваемое постановление антимонопольного органа, сделал вывод о том, что отсутствуют доказательства принятия оспариваемого постановления 05 февраля 2010 г., фактически материалы дела свидетельствуют о том, что оспариваемое постановление вынесено 08 февраля 2010 г., т.е. с нарушением процедуры его принятия и за пределами установленного срока давности привлечения к административной ответственности, который истек 07 февраля 2010 г.

Однако данный вывод суда первой инстанции, как правильно указал суд апелляционной инстанции, является ошибочным, поскольку, 05 февраля 2010 г. антимонопольный орган с участием представителя заявителя рассмотрел протокол об административном правонарушении и материалы дела N 5128-10/4 и принял постановление о наложении штрафа по делу N 46-5128-10/4, огласил сведения о фактических обстоятельствах административного дела и постановляющую часть постановления, что по существу не оспаривается заявителем, а 08 февраля 2010 г. оспариваемое постановление направлено Министерству за исх. N 871/4 и получено заявителем 12 февраля 2010 г.

Доказательств то, что оспариваемое постановление вынесено 08 февраля 2010 г. не представлено.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом апелляционной инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2010 г. по делу N А55-3738/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.