Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 03.09.2010 по делу N А12-1427/2010 Дело по иску о признании незаконными решений о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный законом срок налоговой декларации передано на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо проверить правомерность произведенного налоговым органом расчета размера штрафа, исследовать обстоятельства дела на наличие или отсутствие оснований для применения статьи 112 НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 сентября 2010 г. по делу N А12-1427/2010

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010

по делу N А12-1427/2010

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Арконт авто“, г. Волгоград, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда и Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, г. Волгоград, о признании незаконными решений: инспекции от 02.12.2009 N
2087-к и Управления от 29.12.2009 N 1037,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Арконт авто“ (далее - общество, заявитель, ООО “Арконт авто“) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - налоговый орган, ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда) и Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - Управление ФНС России по Волгоградской области, Управление) о признании незаконными решений: инспекции от 02.12.2009 N 2087-к и Управления от 29.12.2009 N 1037.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и постановления апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности ООО “Арконт авто“ за 2 квартал 2009 г. По результатам проверки 02.11.2009 составлен акт N 1895-к.

02 декабря 2009 г. заместителем начальника ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда Соломиным Ю.А. принято решение N 2087-к согласно которому, ООО “Арконт авто“ привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в виде штрафа в сумме 6360 руб. 40 коп.

Не согласившись с решением налогового
органа, общество обжаловало его в Управление ФНС по Волгоградской области, которое своим решением от 29.12.2009 N 1037, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ООО “Арконт авто“, оставило решение налогового органа без изменения.

Не согласившись с решением ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 02.12.2009 N 2087-к в части привлечения общества к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 6260 руб. 40 коп. и решением УФНС по Волгоградской области от 29.12.2009 N 1037, общество обратилось в суд с заявлением.

Не соглашаясь с доводами налогового органа, суды исходили из того, что привлечение заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление основной налоговой декларации при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации является неправомерным.

Коллегия считает, что данный вывод сделан по неполно выясненным обстоятельствам.

Статьей 119 НК РФ предусмотрено, что за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета взыскивается штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Если в ходе камеральной проверки налоговой декларации, предъявленной с нарушением срока ее представления, в налоговый орган поступает уточненная налоговая декларация, то в соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой
декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Обязанность представления уточненной налоговой декларации в случае обнаружения налогоплательщиком в ранее поданной налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, установлена пунктом 1 статьи 81 НК РФ. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Следовательно, сам факт подачи уточненной налоговой декларации после предусмотренного Налоговым кодексом срока для подачи декларации не является налоговым правонарушением.

Вместе с тем в случае нарушения срока представления налоговой декларации изначально и последующего представления уточненной налоговой декларации до окончания камеральной налоговой проверки, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со статьей 119 НК Российской Федерации. Количество дней непредставления налоговой декларации в данном случае рассчитывается со дня, следующего за днем окончания срока ее представления, до момента представления изначально поданной налоговой декларации, так как именно ее несвоевременное представление является налоговым правонарушением.

В Письме Министерства финансов России от 01.04.2009 N ШС-22-7/240@ указано, что в этом случае сумма штрафа рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет, то есть на основании данных, указанных в уточненной налоговой декларации, либо на основании данных по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.

Данная позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 12.07.2005 N 2769/05.

Как указал ВАС РФ в Постановлении Президиума от 15.05.2007 N 543/07, размер штрафа за несвоевременное представление нулевой налоговой декларации должен исчисляться, исходя не
из суммы налога, ошибочно указанного налогоплательщиком, а из суммы налога, фактически подлежащего уплате в бюджет за отчетный период.

По настоящему делу установлено, что первоначальная налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход за 2 квартал 2009 г. представлена 22.07.2009 с нарушением установленного срока (20 июля 2009 г.). В указанной декларации сумма налога к уплате в бюджет не начислена.

Данный факт заявителем не оспаривается.

В ходе камеральной проверки декларации, предъявленной с нарушением срока, в налоговый орган поступила уточненная налоговая декларация за 2 квартал 2009 г.

Сумма, подлежащая уплате в бюджет по данной декларации, составила 127 208 руб.

Исходя из вышеизложенного, коллегия считает судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо проверить правомерность произведенного налоговым органом расчета, исследовать обстоятельства на наличие или отсутствие оснований для применения статьи 112 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 по делу N А12-1427/2010 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.