Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.08.2010 по делу N А12-25935/2009 Суд отменил предписание антимонопольного органа в части обязания заявителя направить лицам, с которыми заключены долгосрочные договоры поставки газа, предложения о внесении в указанные договоры изменений с целью исключить условия, нарушающие антимонопольное законодательство, так как антимонопольный орган не установил иных лиц, с которыми заявителем заключены договоры, содержащие аналогичные условия с условиями договора, по результатам проверки которого и было выдано предписание.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 августа 2010 г. по делу N А12-25935/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 февраля 2010 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2010 г.

по делу N А12-25935/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Волгоградрегионгаз“ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании недействительным решения от 28 октября 2009 г. N 09-01-10-04/229-ВО о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 28 октября 2009 г., при участии третьего лица - открытого акционерного общества “Волгоградская ватная фабрика“,

установил:

общество
с ограниченной ответственностью “Волгоградрегионгаз“ (далее - ООО “Волгоградрегионгаз“, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС России по Волгоградской области, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 28 октября 2009 г. N 09-01-10-04/229-ВО о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 28 октября 2009 г., при участии третьего лица - открытого акционерного общества “Волгоградская ватная фабрика“ (далее - ОАО “Волгоградская ватная фабрика“).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04 февраля 2010 г. требования ООО “Волгоградрегионгаз“ о признании недействительными решения УФАС России по Волгоградской области от 28 октября 2009 г. N 09-01-10-04/229-ВО о нарушении антимонопольного законодательства, а также выданного на его основании предписания от 28 октября 2009 г. о прекращении злоупотребления доминирующим положением удовлетворены частично. В удовлетворении требований общества о признании недействительным решения УФАС России по Волгоградской области от 28 октября 2009 г. N 09-01-10-04/229-ВО отказано. Предписание антимонопольного органа 28 октября 2009 г. по делу N 09-01-10-04/229-ВО признано недействительным как несоответствующее статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 23, 50 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2010 г. решение суда первой инстанции отменено в части. Признано недействительным решение УФАС России по Волгоградской области от 28 октября 2009 г. N 09-01-10-04/229-ВО.

В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что нарушение антимонопольного законодательства выразилось в том, что ООО “Волгоградрегионгаз“, занимая доминирующее положение
на рынке, навязывало ОАО “Волгоградская ватная фабрика“ невыгодные условия договора поставки газа, кроме того, общество нарушило установленный порядок ценообразования.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания 24 августа 2010 г. был объявлен перерыв до 26 августа 2010 г. на 15 часов 45 мин. О месте и времени судебного разбирательства стороны извещены в судебном заседании

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Из материалов дела усматривается, что в УФАС России по Волгоградской области поступило заявление от 26 февраля 2009 г. вх. N 293 о проверке действий ООО “Волгоградрегионгаз“ при заключении договоров поставки газа.

В соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа от 24 марта 2009 г. с целью проверки деятельности общества на соответствие антимонопольному законодательству было проведено внеплановое контрольное мероприятие в ходе, которого установлено, что ООО “Волгоградрегионгаз“ навязывает своим контрагентам невыгодные условия договора поставки газа и нарушает установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования.

По результатам контрольного мероприятия, УФАС России по Волгоградской области пришло к выводу о нарушении ООО “Волгоградрегионгаз“ антимонопольного законодательства, в связи с чем, антимонопольным органом вынесено решение от 28 октября 2009 г. N 09-01-10-04/229-ВО.

На основании указанного решения обществу выдано предписание от 28 октября 2009 г. о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона “О
защите конкуренции“, выражающегося в навязывании ОАО “Волгоградская ватная фабрика“ невыгодных условий договора поставки газа, а также в нарушении установленного порядка ценообразования, кроме того, ООО “Волгоградрегионгаз“ предписывалось:

1) исключить в срок до 15 декабря 2009 г. из договора поставки газа с ОАО “Волгоградская ватная фабрика“ от 20 июля 2007 г. N 09-5-11166/08 пункт 3.5, навязывающий необоснованные штрафные коэффициенты 1,9 и 1,5 вместо 1,5 и 1,1;

2) направить лицам, с которыми общество заключило долгосрочные договоры поставки газа (2008 - 2012 года), предложения о внесении соответствующих изменений путем исключения из договоров условий, устанавливающих дополнительные штрафные коэффициенты за превышение месячного объема газа за месяц поставки, на весь период действия договора поставки газа.

Приказом УФАС России по Волгоградской области от 20 декабря 2006 г. N 164 ООО “Волгоградрегионгаз“ включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, на рынке поставок природного газа в границах Волгоградской области с долей более 65%. Общество является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке сетевого газа, реализуемого по оптовым регулируемым ценам в границах Волгоградской области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон “О защите конкуренции“) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.

В соответствии с пунктом 17 “Правил поставки газа“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 1998 г. N 162 (далее - Правила поставки газа), при
перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.

Согласно статье 26 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации“ организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как: нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

В пункте 3.5 договора поставки газа от 20 июля 2007 г. N 09-5-11166/08 с ОАО “Волгоградская ватная фабрика“ предусмотрено, что штраф за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх договорного суточного объема, за все сутки месяца поставки рассчитывается следующим образом:

- в период с 15 апреля по 15 сентября - с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 договора,

- в период с 16 сентября по 14 апреля - с применением штрафного коэффициента в размере 1,5 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.3.2 договора.

Кроме того, в данном пункте указано, что в случае внесения изменения в пункт 17 Правил поставки газа в части отмены применения коэффициентов в размере 1,1 и 1,5 за перерасход газа покупателем размер штрафного коэффициента вместо 1,9 и 1,5 устанавливается равным 3 в течение календарного года.

Согласно пункту 5.3.2 договора фактическая стоимость газа, выбранного в месяце поставки газа, складывается из стоимости суммарных объемов газа, выбранного покупателем сверх суточного договорного объема, за
все дни месяца поставки, которая рассчитывается по ценам на газ в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора, определяющими порядок расчета стоимости газа, отобранного покупателем в пределах согласованных объемов, с учетом коэффициентов 1,1 и 1,5, предусмотренных пунктом 17 Правил поставки газа.

Следовательно, вышеуказанным договором устанавливаются коэффициенты за сверхдоговорное потребление газа, повышающие стоимость газа, определенную Правилами поставки газа.

Таким образом, включение в договор условия о применении штрафных коэффициентов за потребление сверхдоговорного объема газа является нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора.

При таких обстоятельствах решение антимонопольного органа является законными и отмене не подлежит.

В части признания недействительным предписания УФАС России по Волгоградской области от 28 октября 2009 г., суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное обществом требование, поскольку.

Статьей 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ предусмотрено право антимонопольного органа выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

В пункте 3 предписания антимонопольный орган обязал общество направить лицам, с которыми заключены долгосрочные договоры поставки газа (2008 - 2012 гг.), предложения о внесении соответствующих изменений путем исключения из договоров условий, устанавливающих дополнительные штрафные коэффициенты за превышение месячного объема газа за месяц поставки, на весь период действия договора поставки газа.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Постановления Пленума от 30 июня 2008 г. N 30 в том случае, если установлено, что с иными лицами заключены договоры, содержащие аналогичные условия, антимонопольный орган при отсутствии ходатайств этих лиц вправе обязать хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, направить предложение своим контрагентам об изменении или расторжении таких договоров.

Суд первой инстанции сделал правильный
вывод о том, что в данном случае антимонопольный орган не установил иных лиц, с которыми заключены договоры, содержащие аналогичные условия с условиями договора с ОАО “Волгоградская ватная фабрика“ - ни оспариваемое решение комиссии УФАС России по Волгоградской области, ни оспариваемое предписание, не содержат информации о проверке и установлении таковых сведений.

Факт заключения договоров с иными контрагентами на условиях, аналогичных договору с ОАО “Волгоградская ватная фабрика“ не был проверен антимонопольным органом, а, следовательно, не может считаться установленным.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2010 г. по делу N А12-25935/2009 отменить, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в части отказа в удовлетворении заявленного обществом с ограниченной ответственностью “Волгоградрегионгаз“ требования о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 28 октября 2009 г. по делу N 09-01-10-04/229-ВО - удовлетворить, в остальной части - отказать.

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 февраля 2010 г. по тому же делу оставить в силе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.