Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.08.2010 по делу N А12-22753/2009 Дело по иску о взыскании задолженности по оплате выполненных работ по муниципальному контракту направлено на новое рассмотрение, поскольку в материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, на основании которых суд мог бы принять решение об удовлетворении заявленных требований только за счет средств казны муниципального образования. Следует выяснить источник финансирования по муниципальному контракту с учетом требований статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2010 г. по делу N А12-22753/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов администрации Волгограда

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.03.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010

по делу N А12-22753/2009

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью “Наша Семья“, г. Волгоград, к муниципальному учреждению “Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда“, г. Волгоград, администрации Красноармейского района Волгограда, г. Волгоград, Департаменту финансов администрации Волгограда, г. Волгоград, администрации Волгограда, г. Волгоград, о взыскании 123 700 руб. задолженности
по оплате выполненных работ по муниципальному контракту от 06.10.2008 N 124/504, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, г. Волгоград, Комитет муниципального заказа администрации Волгограда, г. Волгоград, Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, г. Волгоград,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Наша Семья“ (далее - ООО “Наша Семья“, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к муниципальному учреждению “Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда“ (далее - МУ “ЖКХ Красноармейского района Волгограда“, ответчик) о взыскании 123 700 руб. задолженности по оплате выполненных работ по муниципальному контракту от 06.10.2008 N 124/504.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.12.2009 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: администрация Красноармейского района Волгограда и Департамент финансов администрации Волгограда. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Волгограда.

Согласно определению от 13.01.2010 ответчиками являются МУ “ЖКХ Красноармейского района Волгограда“, администрация Красноармейского района Волгограда, Департамент финансов администрации Волгограда, администрация Волгограда.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.03.2010 с муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования городской округ город-герой Волгоград взыскано в пользу ООО “Наша Семья“ 123 700 руб. основного долга, а также 3 974 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований к МУ “ЖКХ Красноармейского района Волгограда“, администрации Красноармейского района Волгограда, администрации Волгограда отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.03.2010 оставлено без изменения.

Департамент финансов администрации Волгограда в кассационной
жалобе просит судебные акты отменить в части взыскания с муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в лице Департамента финансов администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в пользу ООО “Наша Семья“ 123 700 руб. основного долга, а также государственной пошлины в размере 3 974 руб.

Заявитель считает, что судами нарушены нормы материального права, а именно статьи 156, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым администрация Красноармейского района Волгограда и МУ “ЖКХ Красноармейского района Волгограда“ обязаны самостоятельно отвечать по своим денежным обязательствам.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 06.10.2008 между администрацией Красноармейского района Волгограда (заказчик), МУ “ЖКХ Красноармейского района Волгограда“ (плательщик) и обществом с ограниченной ответственностью “Наша Семья“ (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 124/504, согласно условиям которого, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ по приобретению и установке уличных диванов на территории танцевальной площадки муниципального образовательного учреждения ДОД “Детская школа искусств N 2“.

В соответствии с пунктом 1.1 муниципального контракта контракт заключен от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград на основании протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 30.09.2008 N 79.

В пунктах 6.1 - 6.2 контракта определено, что подрядчик обязан приступить к выполнению работ в течение пяти дней с момента заключения контракта, закончить выполнение работ и сдать результат работ заказчику до 15.10.2008.

Согласно пункту 4.1 муниципального контракта цена составляет 123 700 руб.

Заказчиком и плательщиком приняты от подрядчика работы без замечаний по акту
приемки выполненных работ на сумму 123 700 руб. Сторонами также подписана справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 на указанную сумму.

Основанием для обращения в суд с настоящим иском послужило ненадлежащее исполнение обязательств по оплате работ на основании муниципального контракта от 06.10.2008 N 124/504.

Истец считает, что выполненные на основании муниципального контракта от 06.10.2008 N 124/504 и принятые работы не оплачены, в результате чего образовалась задолженность, которая подлежит взысканию в судебном порядке.

В силу пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ) под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд.

По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (пункт 3 статьи 764 ГК РФ).

Установив факт выполнения истцом обязательств по контракту, сдачу подрядчиком и принятие заказчиком результатов работ по актам приемки выполненных работ в порядке, предусмотренном статьей
702 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о возникновении обязательства по оплате выполненных работ в заявленном размере.

Постановлением главы Волгограда от 20.12.2007 N 2770 “О муниципальных заказчиках Волгограда“ в целях организации размещения заказа для муниципальных нужд, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, утвержден перечень муниципальных заказчиков Волгограда, наделенных полномочиями на размещение муниципального заказа за счет средств бюджета Волгограда.

По условиям муниципального контракта N 124/504 обязанность обеспечения оплаты выполненных работ была возложена на МУ “ЖКХ Красноармейского района Волгограда“ на основании пунктов 5.2, где источником финансирования указываются средства, полученные от предпринимательской и иной деятельности МУ “ЖКХ Красноармейского района Волгограда“ (пункт 5.3 контракта). Суды лишь указали данное обстоятельство, но при этом оценки тому, является ли контракт муниципальным, с учетом положений статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и с учетом источников финансирования, не дали.

Суды не выяснили источник финансирования по контракту N 124/504 с учетом требований пункта 4.3 статьи 22 Федерального закона 21.07.2005 N 94-ФЗ.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие или опровергающие, что администрация Красноармейского района Волгограда при заключении и исполнении контракта N 124/504 по заказу городского округа город-герой Волгоград вышла за пределы своих полномочий.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, на основании которых суды могли принять решение об удовлетворении заявленных требований только за счет средств казны муниципального образования.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статьи 71 АПК РФ, не дана оценка вышеуказанным обстоятельствам, имеющим существенное значение для разрешения спора, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При
новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и с учетом всех установленных по делу обстоятельств принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.03.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 по делу N А12-22753/2009 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.