Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.08.2010 по делу N А65-31568/2009 В период нахождения организации-налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не праве осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов, а также по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов, поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2010 г. по делу N А65-31568/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2010

по делу N А65-31568/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Остов“, г. Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани о признании недействительным решения от 12.08.2009 N 18200 о приостановлении операций по счетам, с привлечением в качестве третьего лица
общества с ограниченной ответственностью “Медицинский коммерческий банк “Аверс“, г. Казань,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Остов“ (далее - общество, ООО “Остов“) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - налоговый орган,) о признании недействительным решения от 12.08.2009 N 18200 о приостановлении операций по счетам.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью “Медицинский коммерческий банк “Аверс“ (далее - ООО “МКБ “Аверс“).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2010, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и постановления апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 28.05.2009 на внеочередном собрании участников ООО “Остов“ было принято решение о ликвидации общества и о создании ликвидационной комиссии. 28 мая 2009 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан внесла в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии, о чем выданы соответствующие свидетельства. Налоговый орган направил обществу требование от 24.07.2009 N 12071 об уплате в добровольном порядке налога на добавленную стоимость в сумме 53 883 руб. и пеней в сумме 9377 руб. 40 коп. в срок до 13.08.2009. В связи с неисполнением этого требования налоговый орган принял решение от 12.08.2009 N 8268 о взыскании налога и пеней за счет
денежных средств общества на счетах в банке.

С целью обеспечения исполнения указанного решения налоговый орган со ссылкой на статью 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) принял решение от 12.08.2009 N 18200 о приостановлении операций по счетам ООО “Остов“ в банке, на основании которого приостановлены все расходные операции общества по счету, открытому в ООО “МКБ “Аверс“.

Не соглашаясь с доводами налогового органа, суды обоснованно исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

С момента направления налоговым органом требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога. Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 N 13592/04.

Пунктом 1 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика-организации в банках.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика-организации, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика-организации.

В пункте 1 статьи 76 НК РФ указано, что приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному
счету. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 76 НК РФ приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Вместе с тем, статьей 49 НК РФ предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и пеней при ликвидации организации. Согласно данному порядку обязанность по уплате налогов и пеней ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно пункту 1 статьи 64 ГК РФ задолженность по обязательным платежам в бюджет погашается
в третью очередь. Пунктами 2 и 4 названной статьи установлено, что требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, а в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. Приведенные положения статей 49 и 64 НК РФ не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения их требований. Причем законом не предусмотрены какие-либо исключения для налоговых органов. Таким образом, в период нахождения организации-налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не праве осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов, а также по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов, поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.

По настоящему делу установлено, что решение о приостановлении операций по счетам ООО “Остов“ принято налоговым органом после принятия участниками общества решения о его добровольной ликвидации, создания ликвидационной комиссии и регистрации данных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц. Доводы налогового органа о том, что оспариваемое решение вынесено в порядке статьи 76 НК РФ и не нарушает установленной гражданским законодательством очередности выплаты денежных средств, в том числе при ликвидации юридического лица, обоснованно признаны ошибочными и противоречащими вышеизложенным нормам гражданского и налогового законодательства.

При таких обстоятельствах коллегия считает доводы налогового органа необоснованными и направленными на переоценку установленных судами обстоятельств.

Судебные акты вынесены с учетом сложившейся судебной практики, в связи с чем коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.

На основании изложенного
и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2010 по делу N 65-31568/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.