Решения и постановления судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 N 07АП-4510/10 по делу N А45-2039/2010 По делу о признании недействительным отказа в согласовании вида разрешенного использования земельного участка, а также отказа во внесении изменений в распоряжение главы городской администрации о предварительном согласовании места размещения многоэтажного жилого дома в части изменения наименования объекта.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 2010 г. N 07АП-4510/10

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2010 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ждановой Л.И.

судей Музыкантовой М.Х., Солодилова А.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Солодиловым А.В.

при участии:

от заявителя: Савина М.А. по доверенности от 20.05.2010 года (сроком на 3 года)

от заинтересованного лица: Чагина Я.Я. по доверенности от 17.12.2009 года (сроком до 31.12.2010 года)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 31 марта 2010 года по делу N А45-2039/2010 (судья Емельянова Г.М.)

по заявлению Закрытого акционерного общества “Совинтех“, г. Новосибирск



к Мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск

об оспаривании отказа, об обязании устранить нарушения прав,

установил:

Закрытое акционерное общество “Совинтех“ (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Мэрии города Новосибирска (далее по тексту - Мэрия, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказ N 13801-5/13 от 13.10.2009 года в согласовании Обществу вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:35:014180:0026, во внесении изменений в распоряжение Мэра от 30.09.2005 года N 7723-р “О предварительном согласовании ЗАО “Совинтех“ места размещения многоэтажного жилого дома с помещениями общественного назначения, многоэтажного жилого дома, здания общественного назначения, подземных автостоянок, трансформаторной подстанции по улице Есенина, в Дзержинском районе“ (в редакции распоряжения Мэра от 21.07.2007 года N 974-р) в части изменения наименования объекта “Здание общественного назначения и подземная автостоянка“ на “Многоквартирные жилые дома со встроенными или встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, автостоянками“; об обязании Мэрии внести изменения в распоряжение Мэра от 30.09.2005 года N 7723-р “О предварительном согласовании ЗАО “Совинтех“ места размещения многоэтажного жилого дома с помещения общественного назначения, многоэтажного жилого дома, здания общественного назначения, подземных автостоянок, трансформаторной подстанции по ул. Есенина, в Дзержинском районе“ (в редакции распоряжения Мэра от 21.07.2007 года N 974-р) в части изменения наименования объекта “Здание общественного назначения и подземная автостоянка“ на “Многоквартирные жилые дома со встроенными или встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, автостоянками“.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 31 марта 2010 года заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Мэрия города Новосибирска обратилась с арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.03.2010 года отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, в том числе по следующим основаниям:

- суд первой инстанции пришел к неправильным выводам о соблюдении заявителем условий, установленные п. 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, законодатель не предусматривает возможность изменения разрешенного использования, путем внесения таких изменений в решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта;

- Мэрия, реализуя права собственника земельного участка определенные ст. 11 Земельного кодекса РФ, ст. 209 Гражданского кодекса РФ распорядилась земельным участком площадью 0,5777 га (кадастровый номер 54:35:01 4180:0026), предоставив его в аренду Обществу для строительства здания общественного назначения и подземной автостоянки с проведением процедуры предварительного согласования места размещения объекта, в полном соответствии с действующим на тот момент земельным законодательством. Вместе с тем, возлагая обязанность на заинтересованное лицо внести изменения в распоряжение от 30.09.2005 года N 7723-р в части изменения наименования объекта “Здание общественного назначения и подземная автостоянка“ на “Многоквартирные жилые дома со встроенными или встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, автостоянками“ арбитражный суд не только нарушил нормы материального права, но и лишает Мэрию города Новосибирска возможности эффективно использовать муниципальное имущество, а именно осуществить продажу земельного участка для жилищного строительства на аукционе.

Подробно доводы Мэрии города Новосибирска изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, пояснил, что Правила землепользования утверждены в июле 2009 года за N 2 решения Городского совета - 1288.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Мэрии - не подлежащей удовлетворению, так как обжалуемый отказ заинтересованного лица не соответствует требованиям действующего законодательства, при этом, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31.03.2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, распоряжением Мэрии города Новосибирска от 30.09.2005 года N 7723-р “О предварительном согласовании Закрытому акционерному обществу “Совинтех“ места размещения многоэтажных жилых домов с объектами общественного назначения по ул. Есенина в Дзержинском районе“, на основании письма Общества от 21.09.2005 года N 40, утвержден проект границ земельного участка площадью 2,0477 га и предварительно согласовано место размещения жилых домов с объектами общественного назначения.

Распоряжением Мэрии от 21.02.2007 года N 974-р “Об утверждении границ земельных участков по ул. Есенина в Дзержинском районе и внесении изменений в распоряжение Мэра от 30.09.2005 года N 7723-р“, на основании письма Общества от 25.01.2007 года N 15 утверждены границы трех земельных участков, в том числе площадью 0,5777 га, для строительства общественного назначения и подземной автостоянки.



На основании распоряжения Мэрии от 06.02.2008 года N 2026-р, земельный участок, площадью 0,5777 га (кадастровый номер 54:35:014180:0026) предоставлен Обществу в аренду для строительства здания общественного назначения и подземной автостоянки по ул. Есенина в Дзержинском районе.

Заявитель обратился в Мэрию 01.10.2009 года с заявлением о согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка “для строительства здания общественного назначения и подземной автостоянки“ на “многоквартирные жилые дома со встроенными или встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, автостоянками“.

Мэрия письмом от 13.10.2009 года N 13801-5/13 отказала Обществу в изменении вида разрешенного использования, ссылаясь на ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, согласно которой, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду, без предварительного согласования места размещения объекта путем продажи на аукционах.

Не согласившись с отказом, Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.

Принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований. суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемый отказ заинтересованного лица не соответствует требования законодательства и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд принял правильное по существу решение.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.

В соответствии с п. 1 и 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Однако правила названной статьи не предусматривают ситуации, когда строительство нового производственного объекта осуществляется на участке, уже предоставленном тому же лицу как собственнику ранее построенных объектов аналогичного назначения для их эксплуатации.

Согласно п. 2 ст. 16 и ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 “Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности“, вступившей в силу с 01.10.2005 года.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

В абзацах 4 и 5 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (в редакции от 18.12.2006 года) определено, что до 01.03.2007 года, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; в случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.

Данная норма в силу п. 4 ст. 38 настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.10.2005 года.

Таким образом, переходными положениями Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (в редакции от 18.12.2006 года) установлены ограничения реализации возможности получения земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов: временные - до 01.03.2007 года и при условии предоставления земельного участка такому лицу решением о предварительном согласовании до 01.05.2005 года.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что распоряжением Мэрии от 30.09.2005 года N 7723-р Обществу предварительно согласовано место размещения многоэтажных жилых домов с объектами общественного назначения на земельном участке общей площадью 2,0477.

В рассматриваемом случае земельный участок как использовался его правообладателем без нарушения земельного законодательства в целях, для которых он ему был изначально предоставлен (по основному виду разрешенного использования), в период строительства нового объекта, так и продолжает использоваться по окончании строительства.

Как было указано выше, распоряжением заинтересованного лица N 974-р от 21.02.2007 года утверждены проекты границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, проект границ которого был утвержден распоряжением N 7723-р от 30.09.2005 года, а именно: земельный участок площадью 0,9458 га - для строительства многоэтажного жилого дома с помещениями общественного назначения, подземной автостоянки и трансформаторной подстанции, земельный участок площадью 0,5242 га - для строительства многоэтажного жилого дома, земельный участок площадью 0,5777 га - для строительства здания общественного назначения и подземной автостоянки (кадастровый N 54:35:01 4180:0026). В распоряжение Мэра от 30.09.2005 года N 7723-р “О предварительном согласовании Закрытому акционерному обществу “Совинтех“ места размещения многоэтажных жилых домов с объектами общественного назначения по ул. Есенина в Дзержинском районе“ были внесены соответствующие изменения.

Распоряжением Мэрии N 2026-р от 06.02.2008 года Обществу предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 0,5777 га (кадастровый номер 54:35:01 4180:0026) для строительства здания общественного назначения и подземной автостоянки по ул. Есенина в Дзержинском районе. 13 мая 2008 года между заинтересованным лицом и заявителем заключен договор аренды земельного участка на территории города Новосибирска N 75757р, согласно которому земельный участок с кадастровым N 54:35:014180:0026 площадью 5777 кв. метров передан арендатору (Обществу) для строительства здания общественного назначения и подземной автостоянки по ул. Есенина в Дзержинском районе.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу этой же статьи любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Частью 4 названной статьи предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Исходя из п. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, установленные статьей 40 Кодекса, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

В соответствие со ст. 6 Правил землепользования и застройки города Новосибирска (утв. решением Совета депутатов гор. Новосибирска от 24.06.2009 года N 1288), разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (п. 4 ст. 6 “Правил“, ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).

Пункт 5 ст. 6 Правил землепользования и застройки города Новосибирска устанавливает, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

Кроме того, возможность изменения разрешенного использования предусмотрена также пунктом 7.3. договора аренды земельного участка N 75757р - допускается изменение разрешенного использования земельного участка с письменного согласия арендодателя.

Материалами дела установлено и не оспаривается Мэрией, что спорный земельный участок с кадастровым номером 54:35:014180:0026 площадью 5777 кв. метров относится к территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1).

Согласно статьи 25 Правил землепользования и застройки города Новосибирска, земельный участок, относящийся к этой зоне, возможно использовать, в том числе, для размещения многоквартирных жилых домов со встроенными или встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, автостоянками (основной вид разрешенного использования).

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что с учетом конкретных обстоятельств дела заявителем соблюдены условия, установленные п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 года) для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов. При таких обстоятельствах, ссылка заинтересованного лица на предоставление земельного участка исключительно на аукционе неправомерна.

Таким образом, оспариваемый отказ Мэрии N 12801-5/13 от 13.10.2009 года не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В нарушении ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо доказательств обратного в материалы дела не представило.

Возложение на Мэрию города Новосибирска обязанности по внесению соответствующих изменений в распоряжение, соответствует п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31 марта 2010 года по делу N А45-2039/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий:

ЖДАНОВА Л.И.

Судьи:

МУЗЫКАНТОВА М.Х.

СОЛОДИЛОВ А.В.