Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.06.2010 по делу N А65-28984/2009 Проверка достоверности сведений, указываемых в представленных на регистрацию документах, не возложена на регистрирующий орган нормами ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2010 г. по делу N А65-28984/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010

по делу N А65-28984/2009

по исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г. Казань, обществу с ограниченной ответственностью “Самарский мукомольный завод“, г. Набережные Челны Республики Татарстан, о признании недействительным решения регистрирующего органа и обязании исключения сведений, внесенных в Единый
государственный реестр юридических лиц,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ИФНС России по г. Набережные Челны РТ, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 18 по РТ, регистрирующий орган) от 10.06.2009 N 14428А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью “Самарский мукомольный завод“ (далее - ООО “Самарский мукомольный завод“, общество) и обязании Межрайонной ИФНС России N 18 по РТ исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения, внесенные на основании решения о государственной регистрации от 10.06.2009 N 14428А.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.12.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя кассационной жалобы, государственная регистрация изменений в Едином государственном реестре юридических лиц недействительна, так как представленные в регистрирующий орган сведения о местонахождении ООО “Самарский мукомольный завод“ недостоверны.

В отзыве на кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России N 18 по РТ просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителя ИФНС России по г. Набережные Челны РТ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, 29.05.2009 единственным участником ООО “Самарский
мукомольный завод“ юридическим лицом ОАО “Бакалейные фабрики Максима Антонова“ принято решение N 15 об изменении местонахождения ООО “Самарский мукомольный завод“ и его постоянно действующего исполнительного органа. Адрес постоянно действующего исполнительного органа изменен на адрес: 423832, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, д. <...>, кв. <...>. Утвержден Устав общества в новой редакции.

Обществом 03.06.2009 представлен пакет документов, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в связи с принятием решения об изменении юридического адреса организации.

Регистрирующий орган 10.06.2009 вынес решение N 14428А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “Самарский мукомольный завод“, согласно которому зарегистрированы изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, и передал регистрационное дело общества в Инспекцию.

В ходе контрольных мероприятий Инспекция установила, что по адресу указанному в учредительных документах, ООО “Самарский мукомольный завод“ не находится.

Посчитав, что сведения о месте нахождения ООО “Самарский мукомольный завод“ недостоверны, а регистрация изменений по форме N Р13001 незаконна, Инспекция обратилась в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.

Руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 52, статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом “в“ пункта 1 статьи 5, пунктами 1, 2 статьи 17, пунктом 4 статьи 18, пунктом 1 статьи 23 и пунктами 1 и 2 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу, что для государственной регистрации изменений по форме N Р13001 ООО “Самарский мукомольный завод“ представило все необходимые документы, поэтому у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания
для отказа в государственной регистрации изменений.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Суд кассационной инстанции считает судебные акты законными и не подлежащими отмене.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины (пункт 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ).

В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, предусмотренных настоящим Законом.

В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ).

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи
25 Федерального закона N 129-ФЗ).

Согласно подпунктам “а“, “б“ и “в“ пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; а также в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Федерального закона.

Исследовав и оценив, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ООО “Самарский мукомольный завод“ представило в регистрирующий орган необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ. В заявлении о государственной регистрации подтверждалось, что вносимые изменения соответствуют требованиям законодательства и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Последующее установление регистрирующим органом недостоверности представленных для государственной регистрации сведений влечет возможность привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Кроме того, при предоставлении недостоверных или ложных сведений о зарегистрированном местонахождении юридического лица при отсутствии признаков недействующего лица (статья 21.1 Закона о регистрации) регистрирующий орган вправе на основании пунктов 2 и 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица.

Как правильно отметили суды обеих инстанций, проверка достоверности сведений, указываемых в представленных на регистрацию документах, на регистрирующий орган нормами указанного Федерального закона не возложена.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа
в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Нарушений норм материального права и норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010 по делу N А65-28984/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.