Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.06.2010 по делу N А57-24059/2009 Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ при недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2010 г. по делу N А57-24059/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“, г. Саратов,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.12.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010

по делу N А57-24059/2009

по исковому заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов, к Администрации муниципального образования “Город Саратов“, Комитета по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц: муниципальное учреждение “Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратов“, Саратовский межрайонный городской отдел по особым
исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, о взыскании в порядке субсидиарной ответственности денежных средств в размере 119 122 руб. 61 коп.,

установил:

Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - истец, АТСЖ Ленинского района) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования “Город Саратов“, Комитету по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“ о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования “Город Саратов“ в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“ за счет средств муниципальной казны муниципального образования “Город Саратов“ денежных средств в размере 119 122,61 руб.

Решением от 17.12.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010, взыскано в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования “Город Саратов“ за счет средств казны муниципального образования “Город Саратов“ в пользу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района задолженность в размере 119 122 руб. 61 коп.

Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанций, Комитет по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт.

Кассационная жалоба мотивирована несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.

Истец в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.07.2009 по делу N А57-4093/2009 с муниципального учреждения
“Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова“ в пользу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района были взысканы денежные средства в размере 119 122 руб. 61 коп.

Переданные на принудительное исполнение в Управление Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области исполнительные листы возвращены взыскателю в связи с окончанием исполнительных производств по причине невозможности взыскания в связи с отсутствием у должника имущества и денежных средств, на которое может быть обращено взыскание.

Комитетом по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“ указанные исполнительные листы возвращены взыскателю в связи с отсутствием лицевого счета муниципального учреждения “Дирекции единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова“ в Комитете по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“.

Таким образом, истец в соответствии с Федеральным законом “Об исполнительном производстве“, положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации использовал возможность для приведения в исполнение исполнительных листов и получения присужденных сумм.

Удовлетворяя исковые требования за счет средств казны муниципального образования “Город Саратов“, суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.

Согласно пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, то есть в данном случае муниципальное образование “Город Саратов“.

Исходя из положений пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.

Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что основной должник -
муниципальное учреждение “Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова“ не имеет возможности удовлетворить требование истца о погашении долга из-за недостаточности собственных денежных средств и имущества.

В пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 “О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.

С учетом изложенного и руководствуясь пунктами 3.22, 3.23 Положения о Комитет по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“ суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника учреждения, в рассматриваемом случае является Комитет по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“. Следовательно вывод судебных инстанций о взыскании долга в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования “Город Саратов“ за счет средств казны муниципального образования “Город Саратов“ является правомерным.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.

Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.12.2009 и постановление Двенадцатого
арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 по делу N А57-24059/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.