Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 07.06.2010 по делу N А55-19318/2009 Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ не предусмотрена обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений, указанных в заявлении юридического лица о государственной регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2010 г. по делу N А55-19318/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ф.И.О. г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010

по делу N А55-19318/2009

по заявлению Ф.И.О. г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары, г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, при участии третьего лица: администрации Октябрьского района городского округа Самара, г. Самара,

установил:

Акшинский Сергей Геннадьевич обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения об отказе в государственной
регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ (далее - Закон о регистрации) необходимых для государственной регистрации документов при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, полученные 21.07.2009 входящий N 3059, принятого Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары (далее - регистрирующий орган) 28.07.2009; об обязании регистрирующего органа внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведения о создании юридического лица общества с ограниченной ответственностью “Меркурий“ (далее - ООО “Меркурий“) на основании заявления, поступившего в регистрирующий орган 21.07.2009, входящий N 2951 и выдать заявителю документ, подтверждающий произведенную регистрацию.

Определением суда от 25.09.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Октябрьского района городского округа Самара (л. д. 30).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2009 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 решение оставлено без изменения.

Судебные акты мотивированы тем, что согласно представленному заявлению о государственной регистрации юридического лица местом нахождения общества указано: 443013, г. Самара, Московское шоссе, б/н, 2 этаж, комната 11. Номер дома отсутствовал. Ввиду неполноты сведений, указанных в заявлении относительно местонахождения регистрируемого юридического лица, регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации, расценив эти обстоятельства, как неподачу надлежащего заявления.

В кассационной жалобе заявитель - Акшинский С.Г. - просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом заявитель указывает, что в представленном им на регистрацию заявлении адрес указан в соответствии с уставом ООО “Меркурий“, а также свидетельством о праве
собственности на объект недвижимости, в котором оно расположено. Таким образом, вывод о недостоверности указанных в заявлении сведений об адресе не соответствует материалам дела.

До принятия постановления судом кассационной инстанции был объявлен перерыв в заседании 02.06.2010 до 14 часов 00 минут 07.06.2010 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность решения и постановления в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости их отмены и принятия нового судебного акта.

Как видно из материалов дела, 21.07.2009 Акшинским С.Г. было принято решение об учреждении ООО “Меркурий“. 21 июля 2009 г. в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары было подано заявление о создании юридического лица по форме N Р11001.

Решением регистрирующего органа от 28.07.2009 в государственной регистрации юридического лица было отказано (л. д. 13).

Решение регистрирующего органа мотивировано тем, что согласно статье 12 Закона о регистрации в представленном заявлении о государственной регистрации подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации достоверны.

В представленном заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании ООО “Меркурий“ по форме Р11001 (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2006 N 302) и учредительных документах в адресе местонахождения юридического лица заявлен адрес регистрации: 443013, г. Самара, Московское шоссе, б/н, 2 этаж, комната 11. На первом листе данного заявления в подпункте 2.3.7 пункта
2 - сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, отсутствует номер дома.

В связи с вышеизложенным, заявленный адрес местонахождения юридического лица прямо противоречит требованиям действующего законодательства и не может быть принят во внимание.

Таким образом, представленное заявление по форме Р11001 и учредительные документы оформлены ненадлежащим образом, не соответствуют требованиям законодательства и, соответственно, не представлены.

Суд кассационной инстанции полагает, что указанные мотивы отказа в государственной регистрации не основаны на законе.

В соответствии со статьей 12 Закона о регистрации при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Все перечисленные документы были
представлены заявителем регистрирующему органу, о чем свидетельствует расписка (л. д. 58).

В этой связи предусмотренные статьей 23 Закона о регистрации основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали.

Достоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах подтверждена подписью заявителя в представленном на регистрацию заявлении формы Р11001.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25 Закона о регистрации за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, в силу Закона о регистрации обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении о регистрации возлагается на лицо, обращающееся с заявлением о регистрации, которое несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за предоставление недостоверных сведений.

Закон о регистрации не содержит положений, закрепляющих право регистрирующих органов по проверке достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах и заявлении о регистрации.

Статья 23 Закона о регистрации не предусматривает в качестве основания для отказа в регистрации предоставление на регистрацию документов, содержащих недостоверные сведения.

Кроме того, вывод о недостоверности указанного в учредительных документах и заявлении адреса ООО “Меркурий“ сделан без учета того обстоятельства, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности общества с ограниченной ответственностью “Санрент“ (далее - ООО “Санрент“) на объект недвижимости по адресу:
г. Самара, Октябрьский район, Московское шоссе, б/н (л. д. 6, 10).

На л. д. 60 имеется письмо ООО “Санрент“ в адрес регистрирующего органа о предоставлении им ООО “Меркурий“ места нахождения по адресу: г. Самара, ул. Московское шоссе, б/н.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует статьям 12, 23 Закона о регистрации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания.

В этой связи решение и постановление подлежат отмене. Поскольку фактические обстоятельства дела установлены арбитражным судом
первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но ими неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения регистрирующего органа незаконным и об обязании его произвести государственную регистрацию ООО “Меркурий“.

Требование об обязании регистрирующего органа выдать заявителю документ, подтверждающий произведенную регистрацию, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку выдача указанных документов после регистрации производится регистрирующим органом в силу закона.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 по делу N А55-19318/2009 отменить, признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации юридического лица общества с ограниченной ответственностью “Меркурий“ при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании юридического лица, принятое Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары 28.07.2009;

обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о создании юридического лица общества с ограниченной ответственностью “Меркурий“ на основании заявления, полученного регистрирующим органом 21.07.2009 входящий N 3059.

Производство по требованию об обязании выдать документ, подтверждающий государственную регистрацию прекратить.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары в пользу Ф.И.О. г. Самара, расходы по государственной пошлине в сумме 250 рублей, понесенные
им при подаче заявления, апелляционной и кассационной жалоб.

Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.