Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 31.05.2010 по делу N А12-1195/2010 Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Субъектом административного правонарушения является лицо, обеспечивающее население коммунальными услугами, и (или) лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению режима их предоставления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2010 г. по делу N А12-1195/2010

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Волгоградгоргаз“, г. Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010

по делу N А12-1195/2010

по заявлению открытого акционерного общества “Волгоградгоргаз“, г. Волгоград, к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, г. Волгоград, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

открытое акционерное общество “Волгоградгоргаз“ (далее - ОАО “Волгоградгоргаз“, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к
Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (далее - жилищная инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 17.12.2009 N 1496-1 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010, в удовлетворении заявленных требований обществу было отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО “Волгоградгоргаз“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих вину общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, а также невыполнение административным органом требований части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при определении меры наказания.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 19.10.2009 сотрудником жилищной инспекции на основании распоряжения первого заместителя руководителя жилищной инспекции от 15.10.2009 N 1496 была проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению ОАО “Волгоградгоргаз“ нормативного режима обеспечения населения коммунальной услугой по газоснабжению и соблюдению прав потребителей. Основанием для проведения проверки послужило коллективное обращение граждан, проживающих в квартирах N 11, N 16, N 41 многоквартирного жилого дома N 18а по ул. Невская и обращения управляющей компании ООО “Жилкомсервис“ от 13.10.2009 за N 1269 по вопросу задержки возобновления подачи газа в квартиры N 4, N 5, N 10, N 11, N 16, N 17, N 22 - 25, N 28, N 29,
N 40, N 41, N 46, N 47 многоквартирного жилого дома N 18а по ул. Невская после устранения причин, послуживших основанием для приостановления подачи газ аварийно-диспетчерской службой ОАО “Волгоградгоргаз“.

В ходе проверки было установлено, что в период с 11.10.2009 с 21 час. 35 мин. по 14.10.2009 до 21 час. 30 мин. было прекращено бесперебойное газоснабжение квартир N 4, N 5, N 10, N 11, N 16, N 17, N 22 - 25, N 28, N 29, N 40, N 41, N 46, N 47 многоквартирного жилого дома N 18а по ул. Невская, чем нарушены требования Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).

Результаты проверки отражены в акте от 19.10.2009 N 1496.

По факту выявленных нарушений административным органом в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 21.10.2009 N 1496-1.

Постановлением административного органа от 17.12.2009 N 1496-1 ОАО “Волгоградгоргаз“ привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

В соответствии с пунктом 3 Правил коммунальными услугами признается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные
условия проживания граждан в жилых помещениях; исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07 “О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 N 307“ на основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домов исполнителем могут быть: управляющая организация в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе, ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

Согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 3 и подпунктами “а“ - “г“ пункта 49 Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Согласно подпункту
“г“ пункта 49 Правил исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.

В силу пункта 6 Правил под газоснабжением понимается круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемого в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Обязанность по соблюдению указанных требований, а также установленную законодательством ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг несет исполнитель (пункты 49, 75 Правил).

В данном случае общество не является ни управляющей, ни ресурсоснабжающей организацией.

Как установлено судами, функции по управлению многоквартирным домом N 18а по ул. Невская в г. Волгограде, в том числе техническое обслуживание внутридомовых конструкций, коммуникаций и обеспечение коммунальными услугами жителей указанного дома осуществляет управляющая организация ООО “Жилкомсервис“.

Вероятно, имеется в виду Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 328.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 328 “О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021“ изменились основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации. Как установлено судами, в соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии от 24.09.2003 N 77-э/1 “О размере платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа“ снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые населению, на территории Волгоградской области осуществляет с 01.01.2004 ООО “Волгоградрегионгаз“.

На основании Приказа Федеральной службы по тарифам от 05.12.2008 N 331-э/13 “Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО “Волгоградоблгаз“ и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО
“Волгоградрегионгаз“ (утратившим силу с 01.01.2010) на территории Волгоградской области услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям предоставляет ОАО “Волгоградоблгаз“, а снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа, - ООО “Волгоградрегионгаз“.

При таких обстоятельствах ресурсоснабжающей организацией по поставке газа населению на территории Волгоградской области является ООО “Волгоградрегионгаз“.

В соответствии с договором от 01.10.2008 N 18-ВДГО ОАО “Волгоградгоргаз“ приняло на себя обязательства по техническому и аварийному обслуживанию газопроводов, входящих в состав общего имущества многоквартирных жилых домов. Согласно пункту 1.4 договора техническое обслуживание объектов включает в себя: проверку соответствия прокладки газопроводов нормативным требованиям; проверку наличия свободного доступа к газопроводам; проверку состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки газопроводов через наружные и внутренние конструкции зданий; проверку герметичности соединений газопроводов и арматуры приборным методом или мыльной эмульсией и устранения утечек газа; выявление необходимости замены или ремонта (восстановления) отдельных узлов или деталей обслуживаемых объектов.

В соответствии с пунктом 1.3 договора под аварийным обслуживанием понимается комплекс работ по локализации и (или) ликвидации аварий и инцидентов для устранения непосредственной угрозы здоровью и жизни людей, выполняемых аварийно-диспетчерской службой ОАО “Волгоградгоргаз“ на основании заявок физических или юридических лиц.

Объектами технического обслуживания по настоящему договору являются общедомовые газопроводы, входящие в состав общего имущества зданий, объектами аварийного обслуживания - общедомовые и внутриквартирные газопроводы, входящие в состав общего имущества зданий.

ОАО “Волгоградгоргаз“ не осуществляет продажу коммунальных ресурсов - газа, не состоит с потребителями коммунальных услуг в договорных отношениях, не оказывает населению услуги по поставке газа.

Вместе с тем, в соответствии с договором от 01.10.2008 N 18-ВДГО общество приняло на себя обязательства по обслуживанию внутридомовых инженерных
систем (общедомового и внутриквартирного газопроводов), с использованием которых потребителям предоставляются коммунальные услуги (поставляется газ).

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является лицо, обеспечивающее население коммунальными услугами, и (или) лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению режима их предоставления.

Обязанность обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, возлагается не только на исполнителя, но и на привлекаемых им исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

Из материалов дела следует, что отключение подачи газа в квартиры N 4, N 5, N 10, N 11, N 16, N 17, N 22 - 25, N 28, N 29, N 40, N 41, N 46, N 47 многоквартирного жилого дома N 18а по ул. Невская произведено 11.10.2009 работниками аварийно-диспетчерской службы ОАО “Волгоградгоргаз“ в связи с поступившей заявкой о возникновении аварийной ситуации. Возобновление подачи газа в указанные квартиры произведено 14.10.2009 также работниками общества.

Административный орган, принимая оспариваемое постановление, пришел к выводу, что ОАО “Волгоградгоргаз“ не является исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению и не выполняет функции ресурсоснабжающей организации. Вместе с тем жилищная инспекция, привлекая общество к административной ответственности, указала на то, что именно действия ОАО “Волгоградгоргаз“ по необоснованному затягиванию пуска газа в квартиры жилого дома N 18а по ул. Невская в г. Волгограде повлекли нарушение режима обеспечения граждан коммунальной услугой по газоснабжению.

Следовательно, ОАО “Волгоградгоргаз“, являясь лицом, ответственным за аварийное обслуживание газопроводов, входящих в состав общего имущества многоквартирных жилых домов, получая за это плату от населения (через управляющую компанию), в данном случае является лицом, на которое возложены обязанности по соблюдению режима обеспечения населения коммунальными услугами, то
есть является субъектом вменяемого административного правонарушения.

Согласно пункту 2 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 “О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан“ (далее - Правила поставки газа), поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа.

В силу пункта 22 указанных Правил поставки газа поставщик газа обязан обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве.

Пунктом 47 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан предусмотрено, что подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в следующих случаях: а) авария в газораспределительной сети; б) авария внутридомового газового оборудования или утечка газа из внутридомового газового оборудования; в) техническое состояние внутридомового газового оборудования по заключению специализированной организации, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании указанного оборудования, создает угрозу возникновения аварии.

В соответствии с пунктом 11 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг должно осуществляться бесперебойное круглосуточное газоснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва подач газа не более 4 часов (суммарно) в течение одного месяца.

Из материалов дела следует, что подача газа в квартиры N 4, N 5, N 10, N 11, N 16, N 17, N 22 - 25, N 28, N 29, N 40, N 41, N 46, N 47 жилого дома N 18а по ул. Невская прекращена 11.10.2009 в 21 час. 35 мин. в связи с возникшей аварийной ситуацией (повышенная концентрация в воздухе газа метана (0,6%) у квартиры N 22). Подача газа возобновлена лишь 14.10.2009 в 21
час 30 мин., а 11, 12, 13 октября 2009 года аварийно-восстановительные работы не производились, причина падения давления воздуха в газопроводе при проведении контрольных опрессовок не устанавливалась и не выяснялась.

Причина возникновения аварии работниками ОАО “Волгоградгоргаз“ на момент возобновления подачи газа и на момент вынесения оспариваемого постановления не установлена.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, ссылаясь на положения пункта 10.1.6 Основных положений стандарта отрасли “Техническая эксплуатация газораспределительных систем“ (ОСТ 153-39.3-051-2003), утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.06.2003 N 259, считает, что в его действиях отсутствует вина, поскольку пуск газа в многоквартирные жилые здания при отсутствии возможности доступа хотя бы в одну из квартир не разрешается.

Данный довод исследовался в судах первой и апелляционной инстанций.

Суды, оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, в том числе акты от 12 и 13 октября 2009 года, показания свидетеля Шойх М.В., сделали вывод о том, что общество имело реальную возможность к своевременному выполнению аварийно-восстановительных работ, но не предприняло всех необходимых мер для обеспечения бесперебойной подачи газа в многоквартирный жилой дом.

В соответствии с пунктом 4.1 Производственной инструкции N 10В по пуску газа в газопроводы и внутридомовой газовое оборудование жилых домов, утвержденной заместителем генерального директора ОАО “Волгоградгоргаз“ 17.10.2007, по окончании работ по ремонту внутренних газопроводов с отключением общего стояка в
многоквартирном доме или с отключением крана на вводе в индивидуальный жилой дом по указанию руководителя бригады производится контрольная опрессовка газопроводов воздухом давлением 500 даПа. Газопровод считается выдержавшим контрольное испытание, если падение давления за 5 минут не превышает 20 даПа. Результат опрессовки записывают в наряд-допуск или акт-наряд по форме 21Э (А).

В данном случае акт от 12.10.2009, подписанный мастером Доценко С.С., составлен не по установленной форме, не подтверждает факта падения давления (не указаны данные о падении давления воздуха). Кроме того, указанный акт не подтверждает отсутствие на момент проведения контрольной опрессовки и проверки внутриквартирного газового оборудования жильца квартиры N 23.

Как показала гражданка Шойх М.В., зарегистрированная 02.07.1999 по адресу: г. Волгоград, ул. Невская, д. <...>, кв. <...>, она 12.10.2009 с утра и до обеда находилась в квартире в связи с проводимыми ОАО “Волгоградгоргаз“ работами по пуску газа.

Следовательно, обоснован вывод судов о том, что в действиях ОАО “Волгоградгоргаз“ имеется состав вменяемого ему административного правонарушения.

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.

Довод кассационной жалобы о том, что административным органом при назначении наказания не учтены положения части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, судебная коллегия отклоняет, поскольку обществу именно с учетом конкретных обстоятельств по делу административным органом назначена минимальная мера наказания в пределах санкции статьи 7.23 КоАП РФ.

Иные приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения в судах предыдущих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.