Решения и постановления судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010 N 07АП-4886/10 по делу N А27-3050/2010 По делу о признании незаконным решения об отказе в установлении лимитов на размещение отходов; об обязании уполномоченного органа установить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2010 г. N 07АП-4886/10

Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 12.07.2010 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего М.Х.Музыкантовой,

судей: Ждановой Л.И., Солодилова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ждановой Л.И.,

при участии в заседании:

от заявителя: Консаева Т.Ю. по доверенности от 12.11.2009 г.,

от заинтересованного лица: без участия (извещен),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

ООО “ВЕСНА“ на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 13.04.2010 г. по делу N А27-3050/2010 (судья Ходякова О.С.)

по заявлению ООО “Весна“



к Южно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным решения об отказе в установлении лимитов на размещение отходов,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Весна“ (далее - ООО “Весна“, Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Южно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, административный орган, Управление) о признании недействительным решения об отказе в установлении лимитов на размещение отходов, оформленного письмом от 18.01.2010 N 20/44, и об обязании Ростехнадзора установить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.04.2010 г. по делу N А27-3050/2010 в удовлетворении требования о признании недействительным решения Южно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об отказе в установлении лимитов на размещение отходов, оформленного письмом от 18.01.2010 N 20/44 Обществу отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО “Весна“ обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы апеллянт указывает, что решение суда вынесено при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, не применении норм материального права, подлежащих обязательному применению.

Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.

Отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ответчиком на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, настаивал на ее удовлетворении.

Ростехнадзор, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), явку своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечило.

В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Ростехнадзора.

Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Заслушав пояснения представителя Общества, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Как следует из материалов дела, 25.12.2009 г. ООО “Весна“ обратилось в Ростехнадзор с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. К заявлению был приложен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.



Письмом от 18.01.2010 г. N 20/44 Обществу отказано в установлении лимитов на размещение отходов в связи с некомплектностью материалов: отсутствует копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

Не согласившись с указанным отказом, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Отказывая ООО “Весна“ в удовлетворении требования, суд первой инстанции исходил из того, что в процессе эксплуатации ООО “Весна“ автотранспорта образуется кислота аккумуляторная серная, которая обезвреживается на предприятии путем ее нейтрализации щелочью. Обезвреживание опасных отходов, относящихся к II группе опасности, является деятельностью, на осуществление которой необходима лицензия. Поскольку деятельность Общества по нейтрализации отходов подпадает под определение вида деятельности “обезвреживание отходов“, Общество обязано иметь соответствующую лицензию. Следовательно, Управление Ростехнадзора правомерно отказало Обществу в установлении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии.

Суд не принял доводы заявителя о том, что Общество не занимается предпринимательской деятельностью, связанной с обращением с отходами, поскольку по смыслу статьи 2 Закона N 128-ФЗ получение лицензии необходимо при осуществлении конкретных видов деятельности, независимо от того, является ли данная деятельность основной.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

Из п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон об охране окружающей среды) следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Согласно ст. 11, п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон об отходах производства и потребления) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов и иной деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Статьей 24 Закона об охране окружающей среды установлено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В силу п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. N 461 “О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“ (далее - Правила).

На основании п. 7 названных Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - НООЛР) индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).

В силу п. 10 Правил территориальные органы уполномоченного органа в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящих Правил заявления и документов, принимают решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием), которое может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В случае принятия решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы уполномоченного органа утверждают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является представление указанных заявления и документов не в полном объеме либо наличие в их составе искаженных сведений или недостоверной информации.

В случае выявления оснований для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы уполномоченного органа в 5-дневный срок с даты приема указанных заявления и документов в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО “Весна“ является - выращивание зерновых и зернобобовых культур, дополнительными видами - выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала и инсулина, оптовая торговля зерном, торговля картофелем, непереработанными овощами, фруктами, орехами, розничная торговля фруктами, овощами и картофелем.

В процессе осуществления данных видов деятельности у Общества образуются опасные отходы (2, 3, 4, 5 классов опасности: отходы от механической очистки зерна, кислота аккумуляторная серная отработанная, аккумуляторы свинцовые не разобранные со слитым электролитом, масла моторные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, отработанные фильтры транспортных средств, отбирочный материал, загрязненный маслами, шины пневматические отработанные, золошлаки от сжигания углей, лом черных металлов несортированный, лом медных сплавов несортированный, остатки и огарки стальных сварочных электродов, стружка черных металлов незагрязненная, электрические лампы накаливания отработанные и брак), которые накапливаются и временно хранятся у Общества до момента передачи их специализированным организациям (ООО “ФИРМА “ПРОСТОР“, ООО “Атлантик“, ООО “Вторметресурс“, ООО “Спецавтохозяйство“), имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“, введенному Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-ст, использование отходов - это деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности. Использование отходов охватывает все виды деятельности по вовлечению отходов в хозяйственный оборот путем сбора, сортировки, транспортирования, утилизации (если необходимо, - после соответствующей обработки). Использование отходов включает их применение для производства товаров (вторичной продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии (пункт 5.37. и примечания к нему).

В соответствии с пунктом 5.52 ГОСТ 30772-2001 обезвреживание отходов -обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения.

Нейтрализация отходов - физическая, химическая или биологическая обработка отходов с целью снижения или полного устранения их вредного воздействия на окружающую среду (пункт 5.47 ГОСТ 30772-2001).

Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что в процессе эксплуатации ООО “Весна“ автотранспорта образуется кислота аккумуляторная серная, которая обезвреживается на предприятии путем ее нейтрализации щелочью. Обезвреживание опасных отходов, относящихся к II группе опасности, является деятельностью, на осуществление которой необходима лицензия.

На основании изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что поскольку деятельность Общества по нейтрализации отходов подпадает под определение вида деятельности “обезвреживание отходов“, то Общество обязано иметь соответствующую лицензию, следовательно, Управление Ростехнадзора правомерно отказало Обществу в установлении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии.

Утверждение Обществом в апелляционной жалобе о том, что Общество не занимается предпринимательской деятельностью, связанной с обращением с отходами, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным, так как по смыслу статьи 2 Закона N 128-ФЗ получение лицензии необходимо при осуществлении конкретных видов деятельности, независимо от того, является ли данная деятельность основной.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 апреля 2010 года по делу N А27-3050/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

М.Х.МУЗЫКАНТОВА

Судьи:

Л.И.ЖДАНОВА

А.В.СОЛОДИЛОВ