Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.05.2010 по делу N А12-20183/2009 Принудительное взыскание налогов и пеней после признания общества несостоятельным (банкротом) является неправомерным и нарушает очередность удовлетворения текущих требований кредиторов, установленную статьей 134 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2010 г. по делу N А12-20183/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010

по делу N А12-20183/2009

по заявлению закрытого акционерного общества “Региональная энергетическая служба“, г. Волгоград, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области о признании недействительными ненормативных актов налогового органа,

установил:

закрытое акционерное общество “Региональная энергетическая служба“ (далее -
ЗАО “РЭС“, Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительными решения от 17.09.2009 N 201 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества ЗАО “РЭС“ и постановления от 17.09.2009 N 190 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества ЗАО “РЭС“.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010, заявление ЗАО “РЭС“ удовлетворено.

В кассационной жалобе и дополнении к ней Инспекция просит отменить названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, считая, что судами неправильно применены нормы материального права. Доводы Инспекции подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны ее представителем в судебном заседании.

В соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ЗАО “РЭС“ надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Инспекцией в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в адрес ЗАО “РЭС“ были направлены требования:

- от 07.05.2009 N 572 об уплате налога на прибыль за 1 квартал 2009 года, налога на имущество за 1 квартал 2009 года в общей сумме 78 602 623 руб., пени по налогу на прибыль и налогу на имущество в общей
сумме 17 299,06 руб.

- от 25.06.2009 N 185 об уплате единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 1 581 189 руб., пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 28 461,40 руб.,

- от 17.08.2009 N 213 об уплате пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 122 304,60 руб.,

Поскольку указанные суммы налога и пени в установленные в требованиях сроки Обществом уплачены не были, налоговым органом были приняты решения, соответственно, от 11.09.2009 N 1095, от 14.08.2009 N 1064, от 07.09.2009 N 1093 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. Во исполнение данных решений Инспекцией в банки были направлены инкассовые поручения от 07.09.2009 N 6161, от 08.09.2009 N 6164, от 11.09.2009 N 6166 - 6170, которые банками не исполнены в связи с отсутствием на счетах денежных средств.

Неисполнение инкассовых поручений послужило основанием для вынесения Инспекцией решения от 17.09.2009 N 201 и постановления от 17.09.2009 N 190 о взыскании налогов в общей сумме 74 037 490,96 руб. и пеней в общей сумме 147 464,29 руб. за счет имущества Общества.

Не согласившись с вынесенными решением и постановлением Инспекции, Общество обжаловало их в арбитражный суд.

В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание
налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ (пункт 2 статьи 45 НК РФ).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что определением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.03.2009 по делу N А12-1630/2009 в отношении Общества введена процедура наблюдения.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.08.2009 по делу N А12-1630/2009 ЗАО “РЭС“ признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.

Решение Инспекции N 201 и постановление Инспекции N 190 о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика вынесены 17.09.2009, то есть после признания Общества банкротом.

На основании пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее
- Закон о банкротстве) с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 “О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве“, Закон о банкротстве не предусматривает принудительное исполнение службой судебных приставов-исполнителей решений налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) в стадии конкурсного производства.

Принудительное взыскание налогов и пеней после признания Общества несостоятельным (банкротом) является неправомерным и нарушает очередность удовлетворения текущих требований кредиторов, установленную статьей 134 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Об исполнительном производстве“ (далее - Постановление Пленума от 23.07.2009 N 59) в случае поступления исполнительного документа в службу судебных приставов после принятия судом решения о признании должника банкротом, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца шестого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона “Об исполнительном производстве“.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума от 23.07.2009 N 59 по смыслу абзаца 9 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с
даты принятия судом решения о признании должника банкротом ранее наложенные аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника снимаются в целях устранения препятствий конкурсному управляющему в исполнении им своих полномочий по распоряжению имуществом должника и других обязанностей, возложенных на него данным Законом.

При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что взыскание налога и пени в порядке статьи 47 НК РФ, независимо от того, когда возникла указанная задолженность, за счет имущества организации, признанной несостоятельной (банкротом), является недопустимым, так как влечет нарушение прав других кредиторов, и противоречит статье 126 Закона о банкротстве.

Что касается доводов, приведенных в дополнении к кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает их необоснованными, не относящимися к существу спора. В рамках данного дела оспаривается неправомерность вынесенного решения о взыскании задолженности за счет имущества должника после признания его банкротом, что противоречит действующему законодательству.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем отмене не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по делу N А12-20183/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную
силу со дня его принятия.