Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.04.2010 по делу N А72-6064/2008 Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2010 г. по делу N А72-6064/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009

по делу N А72-6064/2008

по заявлению индивидуального предпринимателя Чванова Н.А., г. Барыш Ульяновской области, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным бездействия, с привлечением третьих лиц: областного государственного унитарного учреждения “Барышский лесхоз“, г.
Барыш Ульяновской области, областного государственного унитарного учреждения “Жадовский лесхоз“, р.п. им. В.И.Ленина Ульяновской области, общества с ограниченной ответственностью “Ассоциация лесопромышленников“, г. Барыш Ульяновской области, Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,

установил:

индивидуальный предприниматель Чванов Николай Андреевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Чванов Н.А.) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) с заявлением (с учетом уточнений требований) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решений о приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) договоров аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006, заключенных с федеральным государственным учреждением “Жадовский лесхоз“ (далее - ФГУ “Жадовский лесхоз“) и федеральным государственным учреждением “Барышский лесхоз“ (далее - ФГУ “Барышский лесхоз“), а также об обязании Министерства принять такие решения.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.10.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009, заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19.06.2009 решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.09.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства, выражающееся в непринятии решения о приведении в соответствие с ЛК РФ договоров аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006., заключенных ИП Чвановым Н.А. с ФГУ “Жадовский лесхоз“ и ФГУ “Барышский лесхоз“. Суд обязал Министерство принять решения о приведении в соответствие с ЛК РФ договоров аренды участков лесного фонда для нужд
охотничьего хозяйства от 27.09.2006, заключенных ИП Чвановым Н.А. с ФГУ “Жадовский лесхоз“ и ФГУ “Барышский лесхоз“.

В связи с переименованием Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области в Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный апелляционный суд произвел замену Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области на Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Проверив законность принятых по делу судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 12.09.2006 Агентством лесного хозяйства по Ульяновской области проведен лесной конкурс. По результатам конкурса был составлен протокол от 12.09.2006 N 10, согласно которому победителем конкурса признан заявитель. Предприниматель выиграл право аренды сроком на 10 лет участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, расположенных в кварталах 55 - 80 Малохомутерского лесничества на площади 2884 га, в кварталах 52 - 73 Барышского лесничества на площади 2195 га ФГУ “Барышский лесхоз“; в кварталах 4 - 7, 10 - 19, 25, 31 Жадовского лесничества на площади 1747 га ФГУ “Жадовский лесхоз“.

По итогам конкурса заявитель 27.09.2006 с ФГУ “Жадовский лесхоз“ и ФГУ “Барышский лесхоз“ заключил договоры аренды вышеназванных участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства на срок 10 лет, которые согласно
разделу VII договоров вступают в силу с момента регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области.

Арендная плата уплачивается с момента регистрации. После государственной регистрации договора аренды арендатор имеет право осуществлять использование участка лесного фонда.

Заявитель в мае 2007 г. обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области с заявлениями о регистрации договоров аренды.

Сообщениями от 01.06.2007 N 01/179/2007-004 и N 01/179/2007-006 заявителю отказано в государственной регистрации договоров в связи с тем, что согласно изменениям, внесенным в статью 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“, участки лесного фонда и многолетние насаждения не являются объектами недвижимого имущества, и государственная регистрация прав, ограничений (обременении) прав на участки лесного фонда, многолетние насаждения, а также сделок с ними с 08.12.2006 не осуществляется.

После получения отказа в регистрации договоров предприниматель в Министерство не обращался и только 10.06.2008 обратился с заявлением в Министерство о переоформлении договоров на договоры аренды лесных участков.

В связи с тем, что Министерство в установленный законодательством срок не приняло решения по заявлению, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным бездействия Министерства, суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом действие (бездействие) может быть признано незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, в случае несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ (далее - Закон N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009.

В пункте 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ указано, что для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с ЛК РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).

Во исполнение требований, установленных пунктом 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ, Министерство природных ресурсов Российской Федерации Приказом от 04.10.2007 N 258 утвердило Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Порядок).

Материалами дела подтверждается, что заявитель 10.06.2008 обратился в Министерство с
заявлением, оформленным в соответствии с Порядком.

В соответствии с пунктами 6 и 7 Порядка срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения. По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Министерством не отрицается, что на момент обращения предпринимателя в арбитражный суд решение по поступившему заявлению предпринимателя не принято.

На основании изложенного суды обоснованно признали незаконным бездействие заинтересованного лица, выразившееся в непринятии решения по заявлению предпринимателя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Судебная коллегия считает решение судов первой и апелляционной инстанций в части обязания Министерства принять решение о приведении в соответствие с ЛК РФ договоров аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006, заключенных ИП Чвановым Н.А. с ФГУ “Жадовский лесхоз“ и ФГУ “Барышский лесхоз“ подлежит изменению.

В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии
решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, установив, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления, иные органы, не рассмотрено в течение предусмотренного законом или нормативным правовым актом срок, суд должен признать бездействие этого органа незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает необходимым изменить решение суда в указанной части, обязав Министерство рассмотреть вопрос о приведении в соответствие с ЛК РФ договоров аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006, заключенных ИП Чвановым Н.А. с ФГУ “Жадовский лесхоз“ и ФГУ “Барышский лесхоз“.

Другие доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций и им дана соответствующая правовая оценка, которая не подлежит переоценке в суде кассационной инстанции в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по делу N А72-6064/2008 изменить в части обязания Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области принять решения о приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участков лесного
фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006, заключенного индивидуальным предпринимателем Ф.И.О. с ФГУ “Жадовский лесхоз“ и договора аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006, заключенного индивидуальным предпринимателем Ф.И.О. с ФГУ “Барышский лесхоз“.

Обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области рассмотреть вопрос о приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006, заключенного индивидуальным предпринимателем Ф.И.О. с ФГУ “Жадовский лесхоз“ и договора аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства от 27.09.2006, заключенного индивидуальным предпринимателем Ф.И.О. с ФГУ “Барышский лесхоз“.

В остальной части решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по делу N А72-6064/2008 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.