Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.04.2010 по делу N А57-17806/2009 В удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа о нарушении заявителем норм ФЗ “О защите конкуренции“ отказано, поскольку бюджетные учреждения обязаны заключать муниципальные контракты на конкурсной либо аукционной основе вне зависимости от суммы контрактов. Не осуществляя отбор финансовых организаций путем проведения торгов, заявитель создает препятствия доступа на рынок услуг обязательного медицинского страхования иным страховым компаниям.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 апреля 2010 г. по делу N А57-17806/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов,

на решение Арбитражного Суда Саратовской области от 21.10.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009

по делу N А57-17806/2009

по заявлению Саратовской таможни, г. Саратов, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов, о признании недействительными решения от 27.05.2009 б/н и предписания от 27.05.2009 б/н по делу N 1-09/03, при участии заинтересованного лица - открытого акционерного общества “Страховая компания “РОСНО-МС“ филиал “Саратов-РОСНО-МС“, г. Саратов,

установил:

Саратовская таможня обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - Управление) от 27.05.2009 б/н и предписания от 27.05.2009 б/н по делу N 1-09/03.



Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.10.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009, требования заявителя удовлетворены. При этом суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что договор обязательного медицинского страхования от 10.01.2006 N 1253, заключенный между заявителем (страхователем) и третьим лицом (страховщиком), является бессрочным, что положения статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к данному договору не применимы, так как он не является муниципальным контрактом, и что к данному договору положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - ФЗ “О защите конкуренции“) не применимы, поскольку он (договор) был заключен до принятия данного Закона.

В кассационной жалобе ответчик с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить, полагая, в частности, что в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ услуги обязательного медицинского страхования безусловно являются муниципальными нуждами, а потому - для заявителя при заключении им договора от 10.01.2006 N 1253 положения БК РФ (статьи 5, 12, 72) являются обязательными, что срок действия договора от 10.01.2006 N 1253 следует считать в один год с правом дальнейшей пролонгации.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене.

Саратовская таможня по своей организационно-правовой форме юридического лица является бюджетным учреждением, которое создано для осуществления государственных функций и оказания государственных услуг. Поэтому в силу положений письма Министерства финансов Российской Федерации от 06.04.2007 N 02-13-10/833 бюджетные учреждения не имеют правовых оснований разделять закупки на производимые для собственных и государственных (муниципальных) нужд. Более того, из содержания Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ усматривается, что услуги обязательного медицинского страхования безусловно являются муниципальными нуждами. В связи с этим при заключении договоров на оказание услуг для муниципальных нужд заявителя, включая договор обязательного медицинского страхования от 10.01.2006 N 1253, в обязательном порядке следовало руководствоваться нормами БК РФ и законодательства о размещении заказов.

Так, в соответствии со статьей 5 БК РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено БК РФ и (или) законом (решением) о бюджете.

В силу статьи 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Согласно пункту 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 данной статьи.

Таким образом, муниципальные контракты на оказание услуг обязательного медицинского страхования заявитель был вправе заключать только сроком на один год либо на срок, установленный решением о бюджете.

Бюджеты Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2006 год, на 2007 год, на 2008 год принимались как годичные в соответствии “Правилами составления, рассмотрения и исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования“, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 09.09.2003 N 1750/21-1/и и другими нормативными документами.



Из содержания от 27.05.2009 б/н и предписания от 27.05.2009 б/н по делу N 1-09/03 усматривается, что они вынесены по причине пролонгации заявителем договора обязательного медицинского страхования от 10.01.2006 N 1253 на 2007, 2008 и 2009 годы без проведения конкурса либо аукциона, вопреки положениям ФЗ “О защите конкуренции“. Более того, с 01.01.2008 Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации“ была отменена статья 71 БК РФ, в результате чего бюджетные учреждения обязаны в любом случае заключать муниципальные контракты на конкурсной либо аукционной основе вне зависимости от суммы этих контрактов.

Часть 1 статьи 1 ФЗ “О защите конкуренции“ устанавливает, что настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 1 ФЗ “О защите конкуренции“ целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пункт 9 части 1 статьи 18 ФЗ “О защите конкуренции“ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:

- личное страхование, в том числе медицинское страхование.

Не осуществляя отбор финансовых организаций путем проведения торгов, Саратовская таможня создает преимущественные условия открытому акционерному обществу “Страховая компания “РОСНО-МС“ филиал “Саратов-РОСНО-МС“, ставит открытое акционерное общество “Страховая компания “РОСНО-МС“ филиал “Саратов-РОСНО-МС“ в неравное положение с другими страховыми компаниями, создает препятствия доступа на рынок услуг обязательного медицинского страхования иным страховым компаниям.

При указанных обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного Суда Саратовской области от 21.10.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 по делу N А57-17806/2009 отменить, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов, - удовлетворить.

В удовлетворении заявленных требований Самарской таможни, г. Саратов, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов, о признании недействительными решения от 27.05.2009 б/н и предписания от 27.05.2009 б/н по делу N 1-09/03 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.