Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.04.2010 по делу N А12-24120/2009 Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 апреля 2010 г. по делу N А12-24120/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2010

по делу N А12-24120/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Жилищная эксплуатационная компания“, к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью “Жилищная эксплуатационная компания“ (далее - ООО “ЖЭК“, общество) с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области (далее - Госжилинспекция) о
привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение правил содержания жилых домов.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2009 заявленные требования общества удовлетворены, постановление признано незаконным.

Постановлением от 04.02.2010 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда решение от 07.12.2009 Арбитражного суда Волгоградской области оставлено без изменений.

Обжалуя судебные акты Госжилинспекция просит их отменить и в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. Отмечается, что Госжилинспекция при проведении проверок действовала на основании поручения прокурора, то есть в рамках осуществления прокурором надзорных полномочий, в связи с чем положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля“ (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в данном случае не подлежали применению (пункт 3 статьи 1 данного Федерального закона).

Неправомерным является вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Госжилинспекцией не обеспечено соблюдение процедуры привлечения ООО “ЖЭК“ к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов при управлении многоквартирным домом N 55 по ул. 51-й Гвардейской дивизии. Законный представитель общества надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения административного дела. Поэтому материалы административного дела Госжилинспекцией в отношении общества подготовлены в установленном законом порядке.

Проверив законность обжалуемых судебных актов судебная коллегия кассационной инстанции считает их подлежащими отмене.

Как видно из материалов дела, 02 - 05 октября 2009 года инспекцией проведена внеплановая проверка многоквартирного жилого дома N 55 по ул. 51-й Гвардейской дивизии в Дзержинском районе г. Волгограда.

Основанием проведения проверки явилось поручение Прокуратуры Волгоградской области от
20.08.2009 N 74-28-2009.

05.10.2009 составлен акт проверки N 1383, в котором зафиксированы нарушения.

07.10.2009 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 1383/3, в котором зафиксировано существо правонарушения.

05.11.2009 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что инспекцией нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности.

Указанный вывод не соответствует материалам дела и является ошибочным.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (пункт 2 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).

В составлении протокола участвовал представитель ООО “ЖЭК“ по доверенности от 07.10.2009 N 16 Троицкая А.Н. (л. д. 41). Согласно, указанной доверенности, ООО “ЖЭК“ в лице внешнего управляющего Харькова А.А., действующего на основании определения Арбитражного суда Волгоградской области от 18.08.2009, поручило Троицкой А.Н. представлять интересы ООО “ЖЭК“ при составлении протокола об административном правонарушении N 1383/3 со всеми правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ.

Согласно протоколу от 07.10.2009 N 1383/3 об административном правонарушении представителю ООО “ЖЭК“ по доверенности Троицкой А.Н. разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, о чем имеется подпись Троицкой А.Н. в протоколе.

Дальнейшее
отложение по рассмотрению административного дела производилось при надлежащем уведомлении общества (л. д. 49 - 50). И отсутствие законного представителя при вынесении постановления о привлечении общества к административной ответственности не являлось препятствием для вынесения постановления Госжилинспекции от 05.11.2009 по делу N 1383/3.

Основанием для проведения инспекционной проверки послужило обращение Прокуратуры Волгоградской области от 20.08.2009 N 74-28-2009, которым Прокуратура Волгоградской области, руководствуясь статьями 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О Прокуратуре Российской Федерации“, поручила Госжилинспекции провести проверки соблюдения законности при подготовке объектов жилищного фонда, независимо от его формы собственности, к эксплуатации в осенне-зимний период 2009 - 2010 годы.

Нарушений Федерального закона N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля“ не усматривается.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 данного Федерального закона, его положения не применяются к отношениям, связанным с проведением, в том числе, действий государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора, проведении административного расследования. В рассматриваемом случае административным органом проведена поверка по поручению прокуратуры, действующей в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре“.

Согласно положений статьи 6 Федерального закона N 294-ФЗ, требования прокурора, вытекающие из его полномочий обязательны для должностных лиц органов государственной власти, подлежат безусловному и незамедлительному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

Обслуживание дома по указанному адресу производится по договору от 01.05.2009 N 08-102-48 на управление многоквартирными домами (л. д. 63). Согласно условий данного договора общество обязалось организовать работу по качественному обслуживанию, управлению, содержанию и
текущему ремонту многоквартирного дама за определенную договором плату.

Выявленные нарушения “Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 и “Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда“, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 надлежащим образом отражены Госжилинспекцией в соответствующих документах с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2010 по делу N А12-24120/2009 отменить.

В удовлетворении заявленных требований, о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 05.11.2009 N 1383/3, обществу с ограниченной ответственностью “Жилищная эксплуатационная компания“ отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.