Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.04.2010 по делу N А72-7547/2008 Налоговый орган как администратор поступления в бюджет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязан по заявлению плательщика произвести возврат излишне уплаченных денежных средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2010 г. по делу N А72-7547/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска и Государственного учреждения - Управления Пенсионного Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновске,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.12.2009

по делу N А72-7547/2008

по заявлению муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства “Дирекция единого заказчика“ к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска, при участии третьего лица - Государственного учреждения - Управления Пенсионного Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновске, об обязании возвратить излишне уплаченные взносы по обязательному пенсионному страхованию в
сумме 24 148 513 руб.,

установил:

муниципальное учреждение жилищно-коммунального хозяйства “Дирекция единого заказчика“ (далее - заявитель, МУ ЖКХ “ДЕЗ“) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (далее - ответчик, налоговый орган) возвратить излишне уплаченные взносы по обязательному пенсионному страхованию в сумме 24 148 513 руб.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.12.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал налоговый орган возвратить заявителю излишне уплаченные взносы по обязательному пенсионному страхованию в сумме 24 148 513 руб.

В апелляционном порядке законность оспариваемого судебного акта не проверялась.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган и третье лицо обратились в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просят об отмене решения арбитражного суда, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 25.03.2010 был объявлен перерыв до 15 часов 15 минут 01.04.2010.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалоб не находит.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, заявителем были уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 24 148 513 руб. платежным поручением от 18.07.2007 N 62 и инкассовым поручением от 24.12.2007 N 186.

Судом установлено, что 28.04.2008 заявитель в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации обратился в налоговый орган с заявлением N 01-05-323/1 о возврате из бюджета страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование в сумме 24 148 513 руб.

Налоговый орган 12.05.2008 направил заявителю письмо N 16-10-18/17796, указав, что возврат страховых взносов произвести невозможно, так как не определен орган, который должен проводить зачеты (возвраты) излишне уплаченных страховых взносов. При осуществлении зачета (возврата) страховых платежей на обязательное пенсионное страхование не могут применяться положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявитель, полагая, что ему незаконно отказали в возврате уплаченных страховых взносов, обратился в арбитражный суд с заявлением к налоговому органу об обязании произвести возврат.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговая инспекция как администратор поступления в бюджет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана по заявлению плательщика произвести возврат излишне уплаченных денежных средств.

Данный вывод суда является правильным ввиду следующего. Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон) следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 25 названного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений
налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, вывод суда о том, что обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование законодателем возложена на налоговые органы, не противоречит действующему законодательству.

Доводы кассационных жалоб, по сути, сводятся к возложению на заявителя обязанности по уплате страховых взносов ликвидированной организации - муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства “Правый берег“ (далее - МУП ЖКХ “Правый берег“) судебной коллегией признаются ошибочными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела, оснований для которой у
суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Так из материалов дела усматривается, что распоряжением мэра г. Ульяновска от 30.11.2001 N 885-р проведена реорганизация МУ ЖКХ “ДЕЗ“ путем выделения из его состава МУП ЖКХ “Правый берег“. Согласно свидетельству о государственной регистрации предприятия МУП ЖКХ “Правый берег“ (учредитель - Комитет по управлению городским имуществом г. Ульяновска) зарегистрировано 29.12.2001, регистрационный номер 3006597, как налогоплательщик поставлено на учет в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам г. Ульяновска 08.01.2002, ИНН 7303026610.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.10.2002 по делу N А72-3703/02-з179 реорганизация МУ ЖКХ “ДЕЗ“ путем выделения МУП ЖКХ “Правый берег“ и государственная регистрация МУП ЖКХ “Правый берег“ от 29.12.2001 признаны недействительными. Налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц 29.08.2003 внесена запись о государственной регистрации юридического лица МУП ЖКХ “Правый берег“ в связи с его ликвидацией, регистрационный номер N 2037300992903.

За период своей деятельности МУП ЖКХ “Правый берег“ представило в налоговый орган расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год и за 1 полугодие 2003 года. Согласно формы АДВ-11 за 2003 г., представленной в материалы дела, за 2002 г. за МУП ЖКХ “Правый берег“ сложилась задолженность по страховым платежам на выплату страховой части пенсии в сумме 13 280 423 руб., накопительной части в сумме 1 410 664 руб., за 2003 г. на выплату страховой части пенсии в сумме 8 310 880 руб., накопительной части в сумме 1 146 546 руб. Уплачено в 2003 г. МУП ЖКХ
“Правый берег“ 2 526 335 руб. и 255 000 руб. соответственно. Аналогичные сведения содержатся в протоколе к ведомости уплаты страховых взносов от 19.02.2004. Таким образом, за 2002 - 2003 г. у МУП ЖКХ “Правый берег“ возникла недоимка по страховым платежам на выплату страховой части пенсии в сумме 21 591 303 руб., накопительной части в сумме 2 557 210 руб.

По мнению налогового органа и пенсионного фонда, правопреемником МУП ЖКХ “Правый берег“ в части исполнения обязанности по уплате страховых платежей является МУ ЖКХ “ДЕЗ“ на основании пункта 5 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) признание арбитражным судом недействительными решений о создании юридического лица и решения налогового органа о его регистрации может влечь ликвидацию юридического лица, если нарушения носят неустранимый характер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

В силу части 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Таким образом, вывод налогового органа, о том, что признание недействительным создание МУП ЖКХ “Правый берег“ влечет обратное процессуальное правопреемство по обязательствам данного лица, не основаны на нормах закона.

Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) установлено, что государственной регистрацией юридических лиц являются акты уполномоченного федерального органа
исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Прекращение МУП ЖКХ “Правый берег“ было осуществлено именно в форме ликвидации, что подтверждается свидетельством о регистрации факта ликвидации и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Исходя из Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, реестр является документом, подтверждающим факт ликвидации в силу закона.

Ссылка налогового органа на распоряжение Комитета по управлению городским имуществом г. Ульяновска от 12.08.2003 N 921, правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку данный правовой акт не изменяет и не может изменять порядка уплаты страховых платежей при ликвидации предприятия, установленного законодательством.

Данное распоряжение не содержит указания на реорганизацию и присоединение, а напротив принято во исполнение постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.10.2002 по делу N А72-3703/02-з179, которое влекло обязательную ликвидацию МУП ЖКХ “Правый берег“.

То обстоятельство, что в соответствии с распоряжением Комитета по управлению городским имуществом г. Ульяновска от 12.08.2003 N 921 налогоплательщику (МУП ЖКХ “ДЕЗ“) передается имущество и архивы ликвидируемого предприятия, не означает факта универсального правопреемства и не предполагает передачи задолженности по налогам.

Более того, как видно из материалов дела, в том числе из распоряжения Комитета по управлению городским имуществом г. Ульяновска от 25.04.2003 N 361, часть имущества МУП ЖКХ “Правый берег“ была передана иным лицам - МУП “Водоканал“, “Гортеплосеть“, “УльГЭС“.

Таким образом, вывод налогового органа об обязанности МУ ЖКХ “ДЕЗ“ уплачивать задолженность по страховым взносам, начисленным иным лицом - МУП ЖКХ “Правый берег“ - ошибочен.

При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные требования МУ ЖКХ
“ДЕЗ“.

Выводы суда основаны на исследовании и оценке в совокупности и взаимосвязи всех представленных в материалы дела доказательств и не опровергнуты доводами, заявленными в кассационных жалобах.

Доводы, изложенные в жалобах, не свидетельствуют о неправильности выводов судов, им дана надлежащая правовая оценка.

В соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт лишь в случае, когда такой судебный акт содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также, если он принят с нарушением либо неправильным применением норм материального и процессуального права.

При проверке принятого по делу судебного акта суд кассационной инстанции не установил наличия оснований для его отмены или изменения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.12.2009 по делу N А72-7547/2008 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.