Решения и постановления судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 N 07АП-10805/09(2) по делу N А03-13835/2009 По делу о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в срок решения относительно заявки о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством; об обязании опубликовать информацию о спорном земельном участке и направить в администрацию муниципального образования обращение о подготовке и утверждении схемы земельного участка.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2010 г. N 07АП-10805/09(2)

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2010 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ждановой Л.И.

судей Кулеш Т.А., Солодилова А.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Солодиловым А.В.

при участии:

от заявителя: без участия (извещен)

от заинтересованного лица: Литинская А.В. по доверенности от 10.06.2010 года (сроком на 1 год)

от третьего лица: Курочкин С.А. по доверенности от 22.03.2010 года (сроком на 1 год)

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма “Агреман“, г. Барнаул

на решение Арбитражного суда Алтайского края

от 08 апреля 2010 года по делу N А03-13835/2009 (судья Русских Е.В.)



по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Торговая фирма “Агреман“, г. Барнаул

к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края, г. Барнаул

третье лицо: Барнаульское городское потребительское общество, г. Барнаул

о признании бездействия незаконным,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Торговая фирма “Агреман“ (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее по тексту - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в течение месяца решения относительно заявки Общества от 14.08.2009 года и обязании опубликовать в газете “Алтайская правда“ информацию о земельном участке, предлагаемом к предоставлению в аренду для целей, не связанных со строительством, и направить в Администрацию города Барнаула обращение о подготовке и утверждении схемы земельного участка для организации автомобильной парковки и хозяйственного двора площадью 0,1164 га, прилегающего к земельному участку по ул. Попова, 70, с учетом зонирования территории.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Барнаульское городское потребительское общество.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08 апреля 2010 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 08 апреля 2010 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как поскольку материалами дела подтверждается, что заинтересованное лицо в течение месяца не рассматривало заявку Общества, у суда первой инстанции не имелось законных оснований в отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Управления. На заявку Общества от 14.08.2009 года Управление подготовило ответ после обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением, что свидетельствует об обоснованности требований заявителя.

Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества - не подлежащей удовлетворению, так как длительное непринятие решение по заявке Общества было направлено на недопущение нарушения прав и законных интересов третьего лица - Барнаульского городское потребительского общества как арендатора земельного участка, в состав которого входит спорный участок. При этом, длительное непринятие решения не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку принадлежит в настоящее время третьему лицу на праве аренды, и не может быть представлен Обществу для целей, не связанных со строительством.

Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.

Барнаульское городское потребительской общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению, приведя доводы, аналогичные доводам отзыва Управления.

Письменный отзыв третьего лица приобщен к материалам дела.

ООО Торговая фирма “Агреман“, участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.



В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившееся стороны.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей заинтересованного лица и третьего лица, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 08 апреля 2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Общество 14.08.2009 года обратилось в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявкой о предоставлении для целей, не связанных со строительством, земельного участка общей площадью 1164 кв. м., расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 70, для организации автомобильной парковки и хозяйственного двора.

В связи с тем, что Управлением решения по данной заявке принято не было, Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что подача заявки от 14.08.2009 года о предоставлении земельного участка не могла повлечь за собой как возникновение у Управление обязанности по опубликованию соответствующей информации, так и по направлению в Администрацию города Барнаула обращения о подготовке и утверждении схемы земельного участка.

Арбитражный суд принял правильное по существу решение.

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу прямого указания ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).

Как правомерно отмечено судом первой инстанции, специальных норм, регламентирующих порядок предоставления юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, Земельный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты не содержат.

Статья 34 Земельного кодекса РФ регулирует порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, гражданам, заинтересованным в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду.

Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 года N 12-ЗС “О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае“ распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 02.02.2006 года N 32, Управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению и распоряжению государственным имуществом Алтайского края, в том числе в области земельных отношений.

Процедура и критерии предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования - городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, установлены Порядком, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 года N 48.

Пунктом 6.1 Порядка (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предусмотрена обязанность уполномоченного органа осуществить опубликование информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, в газете “Алтайская правда“.

Данная информация должна содержать: цели использования земельных участков; предполагаемые размеры земельных участков; местоположение земельных участков; виды прав на земельные участки, предлагаемые для предоставления и условия их предоставления.

Согласно п. 6.2 Порядка заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, может быть подано заинтересованным лицом в уполномоченный орган в течение одного месяца со дня опубликования информации о предлагаемых для предоставления земельных участках.

В соответствие с п. 6.5 Порядка в случае поступления по истечении срока, указанного в пункте 6.2 настоящего Порядка, одного заявления по результатам его рассмотрения уполномоченный орган: в течение семи дней направляет обращение в Администрацию города Барнаула; получает от Администрации города Барнаула подготовленный в течение месяца со дня обращения утвержденный проект границ земельного участка, информацию об установлении его границ на местности, разрешенном использовании земельного участка; в двухнедельный срок со дня получения документов, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, принимает решение о предоставлении земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка направляется заявителю.

В силу п. 6.6 Порядка уполномоченный орган в недельный срок со дня предоставления заявителем кадастровой карты (плана) заключает соответствующей договор о предоставлении земельного участка.

Таким образом, из анализа указанных выше норм следует, что право на подачу заявления о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, возникает у заинтересованного лица только после предварительного опубликования уполномоченным органом соответствующей информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или в аренду.

В свою очередь, вопрос о том, какие земельные участки могут быть предложены к предоставлению в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, относится к компетенции Управления как органа, осуществляющего распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена.

Кроме того, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что испрашиваемый заявителем земельный участок является частью земельного участка площадью 0,6630 га с кадастровым номером 22:63:010410:12, расположенного по ул. Попова, 70-д в г. Барнауле, предоставленного в аренду Барнаульском городскому потребительскому обществу по договору аренды от 08.06.2001 года N 6645 (в редакции дополнительных соглашений к нему от 03.07.2003 года, 25.04.2006 года, 08.11.2008 года).

Следовательно, земельный участок, на который претендует заявитель, исходя из положений ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, может быть сформирован только путем раздела вышеуказанного земельного участка.

Согласно части 4 вышеназванной нормы, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки.

В нарушении указанной выше нормы права, письменное согласие третьего лица о разделе спорного земельного участка Обществом в материалы дела не представлено.

В соответствие с ч. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Распоряжением Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 10.10.2007 года N 5007 целевое назначение земельного участка определено как проектирование и строительство рынка по продаже сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления.

Барнаульскому городскому потребительскому обществу Комитетом по строительству и газификации Администрации г. Барнаула 21.02.2008 года выдано разрешение на строительство N RU 22302000-21.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что подача Обществом заявки от 14.08.2009 года о предоставлении спорного земельного участка не могла повлечь за собой как возникновение у заинтересованного лица обязанности по опубликованию соответствующей информации, так и по направлению в Администрацию города Барнаула обращения о подготовке и утверждении схемы земельного участка.

Между тем, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы Общества о том, что договор аренды N 6645 от 08.06.2001 года, заключенный третьим лицом на аренду спорного земельного участка, прекратил свое действие 08.06.2009 года и по состоянию на момент обращения Общества с заявлением 14.08.2009 года о предоставлении земельного участка, для целей, не связанных со строительством запрашиваемый земельный участок был свободен от прав третьего лица, несостоятельными в силу следующего.

Так, как было указано выше, земельный участок площадью 0,6630 га с кадастровым номером 22:63:010410:12, расположенный по ул. Попова, 70д в г. Барнауле, предоставлен Барнаульскому потребительскому обществу по договору аренды от 08.06.2001 года N 6645.

Дополнительными соглашениями к договору аренды от 03.07.2003 года, от 25.04.2006 года срок действия договора аренды продлен до 08.06.2009 года.

В целях дальнейшего продления срока действия договора аренды Барнаульское городское потребительское общество обратилось с заявлением в Главное управление имущественных отношений Алтайского края.

Письмом от 08.04.2009 года N ЛЛ-3560 Главное управление сообщило третьему лицу о невозможности исполнения заявки ввиду непредставления выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и кадастрового паспорта земельного участка. Письмом от 07.05.2009 года N АН-4753 Главное управление уведомило Барнаульское городское потребительское общество о прекращении договора аренды по истечении срока действия.

Барнаульское городское потребительское общество, не согласившись с действиями Главного управления, обжаловало решения от 08.04.2009 года N ЛЛ-3560 и 07.05.2009 года N АН-4553 в Арбитражный суд Алтайского края (дело N А03-6646/2009, заявление подано в суд 02.06.2009 года).

При рассмотрении Арбитражным судом Алтайского края дела N АОЗ-6646/2009 между Барнаульским городским потребительским обществом и Главным управлением было заключено мировое соглашение от 07.10.2009 года, в соответствии с которым, договор аренды земельного участка, заключенный между Главным управлением и Барнаульским городским потребительским обществом, был возобновлен на неопределенный срок. Данное мировое соглашение утверждено определением Арбитражного суда Алтайского края от 07.10.2009 года, при этом, судом установлено, что мировое соглашение не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Правомерность заключения мирового соглашения исследована и подтверждена Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа в постановлении от 14.12.2009 года.

Проанализировав указанные выше обстоятельства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что длительное непринятие заинтересованным лицом решения по заявке Общества от 14.08.2009 года направлено на недопущение нарушения прав и законных интересов третьего лица - Барнаульского городского потребительского общества, как арендатора земельного участка, в состав которого входит спорный участок.

При этом, оспариваемое бездействие Управления не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку спорный земельный участок принадлежал и принадлежит в настоящее время третьему лицу на праве аренды, и не мог быть предоставлен заявителю для целей, не связанных со строительством.

Доказательств обратного Обществом в нарушении ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела представлено не было.

Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на подателя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 110, статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 08 апреля 2010 года по делу N А03-13835/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий:

ЖДАНОВА Л.И.

Судьи:

КУЛЕШ Т.А.

СОЛОДИЛОВ А.В.