Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.03.2010 по делу N А72-11716/2009 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа об устранении нарушения, выразившегося в необоснованном применении тарифов на газ, установленных для промышленных предприятий, при расчете размера платы за приобретение газа для управляющей компании, обслуживающей жилые многоквартирные дома, отказано правомерно, поскольку приобретение исполнителем коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации газа должно осуществляться по тарифам, установленным для населения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2010 г. по делу N А72-11716/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Ульяновская региональная компания по реализации газа“

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2009

по делу N А72-11716/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Ульяновская региональная компания по реализации газа“ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании недействительным решения от 26.06.2009 по делу N 5406/04-2009,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - товарищества собственников жилья “Навигатор“, Федеральной службы по тарифам, Министерства экономики
Ульяновской области в лице Департамента по ценам и тарифам Ульяновской области, общества с ограниченной ответственностью “Межрегионгаз“

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Ульяновская региональная компания по реализации газа“ (далее - ООО “Ульяновскрегионгаз“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 26.06.2009 по делу N 5406/04-2009.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: товарищество собственников жилья “Навигатор“ (далее - ТСЖ), Федеральная служба по тарифам Российской Федерации (далее - ФСТ РФ), министерство экономики Ульяновской области в лице департамента по ценам и тарифам Ульяновской области, общество с ограниченной ответственностью “Межрегионгаз“ (далее - ООО “Межрегионгаз“).

Решением от 24.09.2009 Арбитражного суда Ульяновской области заявленное требование оставлено без удовлетворения, решение УФАС по Ульяновской области от 26.06.2009 по делу N 5406/04-2009 - без изменения на том основании, что оспариваемое решение соответствует требованиям Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Постановлением от 07.12.2009 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда решение от 24.09.2009 Арбитражного суда Ульяновской области оставлено без изменения.

Обжалуя судебные акты Общество просит их отменить и удовлетворить заявление о признании недействительным решения антимонопольного органа в связи неправильным применением норм материального права. Отмечается, что действующие Методические указания, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 N 194-э/12 не предусматривают установление розничных цен на газ для населения для объемов газа, потребляемого крышными и иными котельными.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу был объявлен перерыв до 15.03.2010 до 16
часов.

Проверив законность обжалуемых судебных актов судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, ООО “Ульяновскрегионгаз“ зарегистрировано в качестве юридического лица регистрационной палатой мэрии г. Ульяновска 02.08.2000 (свидетельство о государственной регистрации серия УЛГ N 005943).

ТСЖ “Навигатор“ 07.04.2009 обратилось в УФАС по Ульяновской области с заявлением о несогласии с действиями Общества, применяющего по отношению к управляющей компании, обслуживающей жилые многоквартирные дома в г. Ульяновске по адресам: ул. Отрадная, 81, ул. Отрадная, 83, 1 пер. Маяковского 26/51, ул. Железнодорожная, 17 А входящие в состав ТСЖ “Навигатор“, тарифы на газ, установленные для промышленных предприятий.

На основании изложенного приказом от 12.05.2008 N 87 в отношении ООО “Ульяновскрегионгаз“ было возбуждено дело N 5406/04-2009 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), что выразилось в ущемлении интересов ТСЖ “Навигатор“ путем нарушения установленного нормативным правовым актом - Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“ - порядка ценообразования применение к объемам газа, используемым в автономной котельной для отопления и горячего водоснабжения граждан, использующих принадлежащие им помещения для личных целей, тарифа на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, к обслуживающей ТСЖ “Навигатор“, вместо тарифа, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемого для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Рассмотрев дело N 5406/04-2009, УФАС по Ульяновской области 26.06.2009 приняло решение, которым признало нарушением Федерального закона “О защите конкуренции“ действия ООО “Ульяновскрегионгаз“ по применению к ТСЖ “Навигатор“
тарифов на газ для промышленных потребителей.

Для устранения нарушений Обществу выдано предписание от 26.06.2009 N 20 со сроком исполнения до 25.07.2009.

ООО “Ульяновскрегионгаз“ занимает доминирующее положение на рынке услуг по распределению газообразного топлива в границах Ульяновской области и включено в реестр субъектов, имеющих долю на рынке более 35%, с долей более 65%, что установлено приказом УФАС по Ульяновской области от 26.06.2006 N 187 и приложением к нему.

ТСЖ “Навигатор“ является управляющей организацией в следующих жилых домах с автономными крышными котельными, расположенных в городе Ульяновске по адресам: ул. Отрадная, 81, ул. Отрадная, 83, 1 пер. Маяковского 26/51, ул. Железнодорожная, 17 А на основании договоров управления многоквартирными домами, заключенными с собственниками помещений.

ТСЖ “Навигатор“ выставляет гражданам (членам кооператива) затраты, которые состоят из расходов на содержание котельной и производство тепловой энергии и горячей воды.

Между ООО “Ульяновскрегионгаз“ и ТСЖ “Навигатор“ были заключены договора от 01.11.2007 N 57-5-3127/08 и от 01.11.2008 N 57-5-4326/08 на поставку природного газа населению, проживающему в домах, управляемых ЖСК, ТСЖ, ТИВК, кондоминиумами и управляющими компаниями, по которому осуществлялась поставка газа для крышных котельных многоквартирных домов (автономных котельных с учетом положений СНиП П-35-76 “Котельные установки“).

Из представленных счет-фактур, выставленных ООО “Ульяновскрегионгаз“ ТСЖ “Навигатор“ (от 31.01.2008 N 1490, от 29.02.2008 N 3850, от 31.03.2008 N 6381, от 30.04.2008 N 7693, от 31.05.2008 N 9762, от 30.06.2008 N 10817, от 31.07.2008 N 11599, от 31.08.2008 N 12346, от 30.09.2008 N 13159, от 31.10.2008 N 14306, от 30.11.2008 N 17507, от 31.12.2008 N 21068, от 31.01.2009 N 1901, 28.02.2009 N 4614, от 31.03.2009 N 7354, от 30.04.2009 N 10160, от
31.05.2009 N 11811), следует факт применения ООО “Ульяновскрегионгаз“ к ТСЖ “Навигатор“, использующих газ для отопления и горячего водоснабжения жилых домов с использованием крышных автономных котельных, без учета тарифа, установленного для населения.

Абзацами 2 и 3 пункта 18 “Правил предоставления коммунальных услуг гражданам“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, установлено, что при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. При приготовлении горячей воды с использованием внутри-домовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.

В соответствии с абзацем 2 пункта 15 “Правил предоставления коммунальных услуг гражданам“ в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Расчет размера платы за приобретение управляющими компаниями газа для нужд жильцов домов
должен осуществляться по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги. При этом товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом, в связи с чем обязательства такого товарищества перед поставщиком газа не могут превышать совокупных обязательств всех жильцов дома, находящегося в управлении товарищества, исходя из цены на газ, установленной для населения.

На 2008 год такая цена, установленная приложением к приказу комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13 декабря 2007 года N 226 “Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2008 году“, составляет 1930 рублей за 1000 куб. м (включая НДС).

На 2009 год (I квартал) такая цена, установленная приложением к приказу министерства экономики Ульяновской области от 26 декабря 2008 года N 06-234 “Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2009 году“, составляет 2040 рублей за 1000 куб. м (включая НДС).

На 2009 год (2 квартал) такая цена, установленная приложением к приказу министерства экономики Ульяновской области от 26 декабря 2008 года N 06-234 “Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2009 году“, составляет 2220 рублей за 1000 куб. м (включая НДС).

В соответствии с положениями Федерального закона “О естественных монополиях“ от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ, абзацу 2 статье 21 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации“, согласно
которому по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года N 332 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства“ розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Подпунктом “е“ пункта 4 “Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 установлено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению. Также указанное требование установлено пунктами 1, 3, 4 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 года N 194-э/12 (далее - Методические
указания).

Розничные цены, устанавливаемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели (пункт 3). В случае, если поставка газа населению осуществляется в том числе для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в пункте 3, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в пункте 3, определяется по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.

Вышеуказанная управляющая компания не обеспечивает отопление и подачу горячей воды иным потребителям, кроме населения.

Кроме того, согласно пункту 5.1 договора от 01.11.2008 N 57-5-4326/09 с ТСЖ “Навигатор“ на поставку природного газа населению, проживающему в домах, управляемых ЖСК, ТСЖ, кондоминиумами и управляющими компаниями цена (стоимость) газа, тарифы на транспортировку и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту “е“ пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 государственному регулированию подлежат цены на газ, реализуемый населению.

Доводы общества со ссылкой на Приказ ФСТ России от 23.11.04 N 194-э/12 “Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый
населению“, о том, что при наличии крышной котельной, используемой для центрального отопления, розничные цены для населения не подлежат применению, а расчет должен производиться по тарифам для промышленных нужд, судом предыдущих инстанций правомерно признаны несостоятельными.

Пунктом 3 Методических указаний предусмотрено применение розничных цен на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели.

Установлено, что полученный газ используется для потребления местными бытовыми приборами (на бытовые нужды), а также в качестве топлива, используемого крышной котельной при производстве тепловой энергии.

Указанные потребители не имеют центрального теплового пункта, предназначенного для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий, как это предусмотрено Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N 115. В этой связи не усматривается оснований применять тарифы на газ в отношении указанных потребителей, как для промышленных предприятий.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2009 по делу N А72-11716/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Ульяновская региональная компания по реализации газа“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.