Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2010 по делу N А12-10874/2008 Установив, что в спорный период истец не являлся получателем бюджетных средств, суд удовлетворил иск о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения о списании с расчетного счета истца в безакцептном порядке денежных средств, так как в силу закона административно-властные меры в виде изъятия бюджетных средств в бесспорном порядке могут применяться только к получателям бюджетных средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2010 г. по делу N А12-10874/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Волгоградское“ по племенной работе“, г. Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.10.2009

по делу N А12-10874/2008

по исковому заявлению открытого акционерного общества “Волгоградское“ по племенной работе“, г. Волгоград, к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, г. Волгоград, открытому акционерному обществу “Коммерческий банк “Русский Южный банк“, г. Волгоград, о признании неподлежащим исполнению инкассового поручения, с участием третьего лица - Комитета по
сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области,

установил:

открытое акционерное общество “Волгоградское“ по племенной работе“ (далее - истец, акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, открытому акционерному обществу Коммерческий банк “Русский Южный банк“, о признании неподлежащим исполнению инкассового поручения от 10.06.2008 N 4 о списании с расчетного счета в безакцептном порядке денежных средств.

Исковые требования заявлены в соответствии со статьями 1, 5, 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и мотивированы тем, что истец не является субъектом бюджетных правоотношений, не давал разрешения на безакцептное списание денежных средств со своего расчетного счета, в связи с чем инкассовое поручение от 10.06.2008 N 4 не подлежит исполнению.

Определением от 15.07.2008 Арбитражный суд Волгоградской области привлек к участию в деле Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Постановлением от 07.07.2009 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.09.2008 об отказе в иске, дело - передал на новое рассмотрение для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, в частности, обладает ли истец статусом получателя бюджетных средств.

При новом рассмотрении дела решением от 21.10.2009 Арбитражный суд Волгоградской области в иске отказал, признав право Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области на бесспорное списание с расчетного счета акционерного общества бюджетных средств при применении мер принуждения на основании статьи 284.1. БК РФ, статьи 162 БК РФ (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ), с учетом условий контракта от 05.04.2001 N
24-02/3.

В кассационной жалобе открытое акционерное общество “Волгоградское“ по племенной работе“ просит решение отменить как не соответствующее нормам права.

Заявитель кассационной жалобы указывает на неправильное применение норм БК РФ при признании заявителя получателем бюджетных средств, принимая во внимание тот факт, что в соответствии с бюджетной росписью на 2001 год право на получение бюджетных средств имел Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает решение подлежащим отмене, иск - удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлен факт заключения между управлением финансов администрации Волгоградской области (управление - первый ответчик), Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области (заказчик - третье лицо) и государственным унитарным предприятием “Волгоградагроплем“ (лизингодатель - правопредшественник истца) контракта (регионального) от 05.04.2001 N 24-02/3, предметом которого являлось обеспечение агропромышленного комплекса Волгоградской области продукцией племенного животноводства с использованием средств областного бюджета для осуществления лизинговых операций на основе финансовой аренды (лизинга).

Согласно пункту 2.3. контракта управление (ответчик) выделяет лизингодателю (истец) средства областного бюджета на проведение лизинговых платежей.

Принимая во внимание указанный пункт договора и руководствуясь статьей 162 БК РФ (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ), суд признал общество получателем бюджетных средств, к которому могут быть применены меры принуждения, предусмотренные статьей 284.1. БК РФ.

При этом суд проанализировал положения статьи 6 БК РФ (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации“), согласно которым
под получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено данным Кодексом (статьей 152 БК РФ в редакции названного Федерального закона, определяющей участников бюджетных отношений).

Понятие получателя бюджетных средств, данное в статье 6 БК РФ, введено Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации“.

В части 17 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации“ указано, что бюджетные отношения, связанные с исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2007 году и внесением изменений в законы (решения) о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на 2007 год, а также с составлением, рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2006 год и предыдущие годы, регулируются БК РФ без учета изменений, внесенных данным Федеральным законом.

В редакции БК РФ, действовавшей на момент заключения обществом контракта, данное понятие отсутствовало.

В соответствии со статьей 162 БК РФ в прежней редакции получатель бюджетных средств определялся как бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной
росписью на соответствующий год.

Суд пришел к выводу, что спорные отношения регулируются нормами БК РФ в редакции, действующей на момент заключения контракта, и акционерное общество, получив бюджетные средства по указанному контракту, является получателем бюджетных средств.

Суд, оценивая представленные сторонами спора доказательства, и принимая во внимание тот факт, что Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области согласно бюджетной росписи на 2001 (л. д. 110, т. 2) является получателем бюджетных средств по целевой статье “Прочие расходы в области сельского хозяйства“, тем не менее признал истца получателем бюджетных средств, то есть участником бюджетного процесса, поскольку конкурс, в результате которого был заключен контракт (региональный) от 05.04.2001 был проведен после того, как бюджетная роспись была составлена.

Между тем указанное свидетельствует, что истец получал денежные средства по спорному контракту не в соответствии с бюджетной росписью на 2001 год.

Следовательно, в силу определения, данного в статье 162 БК РФ, он не подпадает под понятие “получатель бюджетных средств“.

В соответствии со статьей 290 БК РФ невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Согласно пунктам 3.1., 3.2. контракта от 05.04.2001 N 24-02/3 заказчик (Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области) несет ответственность, в
том числе за несвоевременный возврат средств областного бюджета, предоставленных для приобретения племенных животных по статье “Лизинг“, в соответствии со статьей 290 БК РФ.

Таким образом, в силу закона и контракта административно-властные меры в виде изъятия бюджетных средств в бесспорном порядке могут применяться только к получателям бюджетных средств.

Поэтому применение мер принуждения на основании статьи 284.1. БК РФ к истцу противоречит нормам права.

При таких условиях решение об отказе в удовлетворении иска подлежит отмене, а иск - удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.10.2009 по делу N А12-10874/2008 отменить, иск - удовлетворить.

Признать неподлежащим исполнению инкассовое поручение от 10.06.2008 N 4 о списании с расчетного счета открытого акционерного общества “Волгоградское“ по племенной работе“, г. Волгоград, N 40702810600020000542 в пользу управления Федерального казначейства по Волгоградской области в безакцептном порядке 409 917 руб. 54 коп. долга.

Выдать открытому акционерному обществу “Волгоградское“ по племенной работе“, г. Волгоград, справку на возврат из федерального государственной пошлины по кассационной жалобе в размере 1000 руб.

Поручить Арбитражному суду Волгоградской области перераспределить расходы по иску в соответствии с настоящим постановлением.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.