Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.2010 по делу N А72-198/2009 Суд взыскал убытки, образовавшиеся в связи с неполным возмещением истцу расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, имевшим право на использование льгот и мер государственной социальной поддержки, установив, что срок исковой давности по данному иску был прерван путем частичного перечисления из федерального бюджета средств в счет возмещения выпадающих доходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 2010 г. по делу N А72-198/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2009

по делу N А72-198/2009

по исковому заявлению муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства “Дирекция единого заказчика“, г. Ульяновск, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 20 261 393 руб. 24 коп., с участием третьих лиц - муниципального унитарного предприятия “Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска“, г. Ульяновск, Ульяновской области в
лице Министерства финансов Ульяновской области, г. Ульяновск, Департамента социальной защиты населения администрации Ульяновской области, г. Ульяновск,

установил:

муниципальное учреждение жилищно-коммунального хозяйства “Дирекция единого заказчика“ (далее - Учреждение) и муниципальное унитарное предприятие “Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска“ (далее - Расчетный центр) обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), к Департаменту социальной защиты населения администрации Ульяновской области (далее - Департамент), о взыскании 17 362 990 руб. 53 коп. убытков.

Исковое заявление мотивировано неполным возмещением Учреждению расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в 2002 - 2004 годах гражданам, имевшим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Федеральным законом от 15.01.1993 N 4301-1 “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“, Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалером ордена Трудовой Славы“, Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“, Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“, Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 “О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны“.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от
02.06.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, Российская Федерация.

Определением от 01.07.2009 суд первой инстанции принял отказ Расчетного центра от иска, производство по делу в указанной части прекращено. Расчетный центр привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.09.2009 судом принят отказ Учреждения от исковых требований к Департаменту и удовлетворено ходатайство о привлечении Департамента к участию в деле в качестве третьего лица. Также судом принято уточнение исковых требований, в соответствии с которыми Учреждение просило взыскать с Российской Федерации в лице Минфина России за счет федеральной казны 20 261 393 руб. 24 коп. убытков за 2003 - 2004 годы. В удовлетворении исковых требований отказано.

Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: компенсация предоставленных Учреждением льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации, Учреждением пропущен срок исковой давности, акты сверки, подписанные органом социальной защиты, не влекут перерыва срока исковой давности, органы социальной защиты не наделены соответствующими полномочиями от имени Российской Федерации, Учреждением не доказан размер убытков, списки льготников не подписаны должностными лицами органов социальной защиты.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2009 решение суда первой инстанции от 10.09.2009 в части отказа в удовлетворении иска отменено, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу Учреждения взысканы убытки в сумме 20 261 393 руб. 24 коп.

При принятии судебного акта суд апелляционной инстанции исходил из того, что срок исковой давности был прерван
путем перечисления в 2006 - 2007 годах из федерального бюджета средств в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением Учреждением льгот, установленных федеральными законами за коммунальные услуги, оказанные в 2003 - 2004 годы, что свидетельствует о признании долга за указанный период. Сумма выпадающих доходов подтверждена актами сверки списков по оплате за коммунальные услуги за 2002 - 2004 годы, подписанными Расчетным центром и Комитетами социальной защиты населения Железнодорожного, Засвияжского и Ленинского районов г. Ульяновска и прилагаемыми к ним списками лиц, которым была предоставлена льгота на коммунальные услуги.

В кассационной жалобе Минфин России просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, мотивируя неправильным применением апелляционным судом норм материального и процессуального права, указывая на пропуск срока исковой давности по заявленным требованиям, а также на недоказанность размера убытков.

Проверив законность обжалованного судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для его отмены не находит.

Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Учреждение является управляющей компанией жилого фонда, расположенного в Железнодорожном, Засвияжском и Ленинском районах г. Ульяновска. В 2003 - 2004 годах Учреждение предоставляло коммунальные услуги гражданам, проживающим в Железнодорожном, Засвияжском и Ленинском районах г. Ульяновска, в том числе, имеющим льготы по оплате коммунальных услуг, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“.

Расчетный центр на основании агентского договора с Учреждением осуществлял в 2003 - 2004 годах начисление гражданам, проживающим в жилом фонде г. Ульяновска, в том числе проживающим в жилом фонде Железнодорожного, Засвияжского и Ленинского районов г. Ульяновска,
платы за содержание жилого фонда и коммунальные услуги, а также принимало эту плату от проживающих граждан с последующим перечислением Учреждению.

Основанием для обращения с настоящим иском послужило неполное возмещение Учреждению затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за 2003 - 2004 годы в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

Положения статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливают, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны Российской Федерации или казны субъектов Российской Федерации, от имени соответствующей казны выступают финансовые органы.

При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, судами правильно была учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Пленума от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из пропуска Учреждением срока исковой давности, установленного для обращения в суд за защитой нарушенного права.

Опровергая данный вывод суда первой инстанции, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.

С учетом положений статьи 196 ГК РФ, срок исковой давности по требованиям Учреждения в рамках настоящего дела за 2003 год истекает 01.01.2007, за 2004 год - 01.01.2008.

Вместе с тем, согласно статье 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Так платежным поручением от 30.11.2006 N 930 Управление федерального казначейства по
Ульяновской области перечислило Расчетному центру 943 695 руб. 83 коп. субвенций по Федеральному закону “О ветеранах“ в счет погашения кредиторской задолженности за коммунальные услуги по акту сверки от 23.11.2006 и счету-фактуре от 17.03.2003 N 76 за услуги, оказанные в 2003 году.

Платежным поручением от 06.12.2006 N 954 Управление федерального казначейства по Ульяновской области перечислило Расчетному центру 559 376 руб. 46 коп. субвенций по Федеральному закону “О ветеранах“ в счет погашения кредиторской задолженности за 2004 год за коммунальные услуги по акту сверки от 23.11.2006 и счету-фактуре от 10.03.2004 N 104.

Апелляционным судом принято во внимание, что из справки первого заместителя Главы г. Ульяновска следует, что в 2005 - 2007 годах кассовое исполнение местного бюджета г. Ульяновска осуществлялось Финансовым управлением мэрии г. Ульяновска. Управление федерального казначейства по Ульяновской области в 2005 - 2007 годах не осуществляло операций по кассовому исполнению расходов местного бюджета г. Ульяновска. Указанными платежными поручениями Управление федерального казначейства по Ульяновской области перечисляло Расчетному центру средства федерального бюджета в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством за коммунальные услуги, оказанные в 2003 - 2004 годах.

Управление федерального казначейства по Ульяновской области является федеральным органом исполнительной власти и находится в ведении Минфина России. В соответствии с пунктом 5 “Положения о федеральном казначействе“ утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 федеральное казначейство осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенного лимита бюджетных обязательств.

Перечислением из федерального бюджета средств в счет возмещения выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот,
установленных федеральным законодательством за коммунальные услуги, оказанные в 2003 - 2004 годах уполномоченным органом фактически были совершены действия, свидетельствующие о признании долга за указанные периоды, а поэтому течение срока исковой давности было прервано.

При таких обстоятельствах течение срока исковой давности по возмещению платы, не полученной Учреждением от льготных категорий потребителей за 2003 год начинается с 30.11.2006 и истекает 30.11.2009; за 2004 год начинается с 06.12.2006 и истекает 06.12.2009.

Таким образом апелляционный суд пришел к правомерному выводу, что на момент обращения Учреждения с иском в суд 12.01.2009 срок исковой давности не истек.

Также апелляционным судом установлено, что сумма выпадающих доходов подтверждена актами сверки списков по оплате за коммунальные услуги за 2002 - 2004 годы, подписанными Расчетным центром и Комитетами социальной защиты населения Железнодорожного, Засвияжского и Ленинского районов г. Ульяновска и прилагаемыми к ним списками лиц, которым была предоставлена льгота на коммунальные услуги.

Расчетный центр осуществлял учет граждан по месту проживания, учет всех граждан-льготников и составленные списки граждан подтверждены документами, подтверждающими право граждан на льготы.

Доводы Минфина России в кассационной жалобе направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Указание Минфина России в кассационной жалобе на то, что суд апелляционной инстанции в мотивировочной части постановления неправильно указал наименование истца, не может служить основанием для отмены судебного акта.

Имеющаяся в тексте мотивировочной части постановления суда апелляционной инстанции опечатка в отношении наименования истца может быть исправлена в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 179 АПК РФ.

Обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, содержащиеся в нем выводы -
установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2009 по делу N А72-198/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.