Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.03.2010 по делу N А55-17224/2009 В силу пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 названного Кодекса. Счета-фактуры должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об участниках хозяйственных операций. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2010 г. по делу N А55-17224/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Сервис Телеком“, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2009

по делу N А55-17224/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Сервис Телеком“ к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Самары о признании недействительным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Сервис Телеком“ (далее - ООО “Сервис Телеком“, Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд
Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 01.06.2009 N 11-27/08294 в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 401 204 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде штрафа в размере 80 241 руб., доначисления пени в размере 95 548 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2009, заявление оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его заявления, считая, что судами нарушены нормы материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что налоговым органом представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о недостоверности и противоречивости содержащихся в счетах-фактурах обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) “Сфера“ и “Лигаинвест“ сведений, основан на недоказанных обстоятельствах по делу. Доводы Общества подробно изложены в кассационной жалобе и подтверждены его представителями в судебном заседании.

Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО “Сервис Телеком“ по вопросам правильности
исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе НДС, за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой составлен акт от 09.04.2009 N 11-26/01834. Рассмотрев данный акт, представленные на него налогоплательщиком возражения и иные материалы проверки, исполняющий обязанности начальника Инспекции вынес решение от 01.06.2009 N 11-27/08294 о привлечении ООО “Сервис Телеком“ к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 Кодекса, в виде штрафа в общей сумме 454 822 руб. Этим же решением Обществу предложено уплатить недоимку по налогам в общей сумме 2 272 501 руб. и пени в общей сумме 604 001 руб. за несвоевременную уплату налогов.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 15.07.2009 N 03-15/16364 апелляционная жалоба Общества удовлетворена частично и решение Инспекции от 01.06.2009 N 11-27/08294 изменено: в пункте 1 резолютивной части решения сумма штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса по НДС в размере 451 245 руб. заменена суммой 80 241 руб.; в подпункте 3.1 пункта 3 резолютивной части решения сумма недоимки по НДС в размере 2 256 230 руб. заменена суммой 401 204 руб.

Основанием для доначисления налогоплательщику НДС в сумме 401204 руб., начисления пени в сумме 95 548 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в сумме 80 241 руб. явился вывод Инспекции о том, что представленные Обществом в обоснование налоговых вычетов счета-фактуры поставщиков - ООО “Сфера“ и ООО “Лигаинвест“ в нарушение статьи 169 Кодекса содержат недостоверные сведения, так как подписаны неуполномоченными лицами.

Инспекцией в обоснование решения от 01.06.2009 N 11-27/08294
по оспариваемым эпизодам указывается следующее:

1) согласно объяснениям Савельева В.В. и Борисова М.Н., являющихся согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц учредителями и руководителями, соответственно, ООО “Сфера“ и ООО “Лигаинвест“, они никакого отношения к этим организациям не имеют, не являлись ни их учредителями, ни руководителями и никаких документов от имени этих организаций не подписывали;

2) ООО “Сфера“ и ООО “Лигаинвест“ по сведениям, полученным при встречных проверках, относятся к проблемным организациям, не представляющим налоговую отчетность, по юридическим адресам, указанным в учредительных документах, не находятся, транспортные и основные средства у них отсутствуют.

Пунктами 1 и 2 статьи 171 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия
предъявленных сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Сведения, которые должны быть указаны в счете-фактуре, перечислены в пункте 5 статьи 169 Кодекса. В соответствии с пунктом 6 данной статьи счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 Кодекса).

Таким образом, счета-фактуры должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об участниках хозяйственных операций.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ разъяснил, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Согласно пункту 4 данного постановления налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Если налоговым органом представлены доказательства того, что в действительности хозяйственные операции производителями (поставщиками) продукции не осуществлялись и налоги в бюджет ими не уплачивались, в систему поставок и взаиморасчетов вовлечены юридические лица, зарегистрированные по подложным или утерянным документам или несуществующим адресам, либо схема взаимодействия производителя, поставщика продукции и налогоплательщика указывает на недобросовестность участников хозяйственных операций, суд не
должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям Кодекса, а должен оценить все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними. Данная правовая позиция была высказана в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2005 N 9841/05, 10048/05, 10053/05, от 27.01.2009 N 9833/08.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами документы, пришли к выводу о том, что Инспекцией доказано нарушение Обществом статей 169, 171, 172 Кодекса и получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку установили, что первичные документы ООО “Сфера“ и ООО “Лигаинвест“ подписаны лицами, не имеющими соответствующих полномочий, содержат недостоверные сведения, а следовательно, вычеты по НДС заявителем не подтверждены документально.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что от имени ООО “Сфера“ и ООО “Лигаинвест“ могли действовать какие-либо уполномоченные лица.

Довод ООО “Сервис Телеком“ о проявлении им должной осмотрительности при выборе контрагентов путем получения их учредительных документов судами рассматривался, однако не был сочтен достаточным основанием для признания налоговой выгоды Общества обоснованной.

При указанных обстоятельствах суды обоснованно признали правомерным оспариваемое решение налогового органа в части доначисления Обществу 401 204 руб. НДС, соответствующих сумм пеней и штрафа.

Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены, по существу, на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2009 оставить без изменений, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Сервис Телеком“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.