Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.02.2010 по делу N А57-1388/2009 Судебные акты по делу о признании недействительным распоряжения уполномоченного органа о передаче имущества в состав имущества муниципальной казны города отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как заявленное конкурсным управляющим требование было рассмотрено арбитражными судами как требование о признании недействительным ненормативного акта, а не как требование о недействительности сделки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2010 г. по делу N А57-1388/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия “Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительно-монтажных работ“

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009

по делу N А57-1388/2009

по заявлению муниципального унитарного предприятия “Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительно-монтажных работ“ к администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, муниципальному унитарному предприятию “Жилищник“, администрации Татищевского муниципального образования Татищевского района Саратовской области о признании недействительными распоряжений,

установил:

муниципальное унитарное предприятие “Управление жилищно-коммунального
хозяйства и строительно-монтажных работ“ (далее - предприятие, МУП “Управление ЖКХ и СМР“) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации Татищевского муниципального района Саратовской области о признании недействительными распоряжений главы объединенного муниципального образования Татищевского района Саратовской области от 24.12.2002 N 1412 “Об изъятии муниципального имущества“ и распоряжения от 24.12.2002 N 1413 “О передаче муниципального имущества“, а также о признании недействительной сделки по передаче имущества МУП “Управление ЖКХ и СМР“ на общую сумму 18 901 336 руб. 45 коп. и применении последствий недействительности сделки в виде возврата имущества, принадлежащего МУП “Управление ЖКХ и СМР“.

Определением суда от 05.02.2009 исковое требование МУП “Управление ЖКХ и СМР“ о признании недействительной сделки по передаче имущества МУП “Управление ЖКХ и СМР“ на общую сумму 18 901 336 руб. 45 коп. и применении последствий недействительности сделки в виде возврата имущества, принадлежащего МУП “Управление ЖКХ и СМР“, выделено в отдельное производство.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2009 в качестве ответчика привлечено муниципальное унитарное предприятие “Жилищник“ (далее - МУП “Жилищник“).

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 01.04.2009 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Татищевского муниципального образования Татищевского района Саратовской области.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.07.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.

При вынесении судебных актов суды руководствовались положениями статей 49, 209, 235, 236, 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“, а также положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в
том числе, частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МУП “Управление ЖКХ и СМР“ обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. Считает, что установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обращение в суд с заявлением о признании недействительными распоряжений им не пропущен. По мнению заявителя жалобы изъятие имущества привело к невозможности осуществлять уставную деятельность МУП “Управление ЖКХ и СМР“. Кроме того, имущество было изъято с нарушением требований Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ без проведения оценки.

Администрация Татищевского муниципального района Саратовской области представила отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Со стороны МУП “Жилищник“ и Администрации Татищевского муниципального образования Татищевского района Саратовской области в адрес Федерального суда Поволжского округа поступили заявления, подписанные представителем Нестеренко Г.А. о вынесении судебного акта на усмотрение Федерального арбитражного суда Поволжского округа. Между тем, доверенности на представителя к названным заявлениям приложены не были.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьями 274 - 287 АПК РФ, считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене с направлением
дела на новое рассмотрение.

Как установлено судом первой и апелляционной инстанции, и следует из материалов дела, МУП “Управление ЖКХ и СМР“ создано на основании распоряжения главы объединенного муниципального образования Татищевского района Саратовской области от 05.09.2001 N 845.

МУП “Управление ЖКХ и СМР“ является правопреемником МУП “Татищевское жилищно-коммунальное хозяйство“, МУП “Ремстройсантехника“, ПСК “Татищевский“ - реорганизованных юридических лиц (пункт 1.7 Устава).

В соответствии с пунктом 1.1 Устава имущество предприятия находится в муниципальной собственности Татищевского района Саратовской области.

Учредителем предприятия является Администрация объединенного муниципального образования Татищевского района Саратовской области.

Имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения (пункт 3.3 Устава).

Целью создания предприятия является удовлетворение потребностей населения р.п. Татищево и прилегающей территории района в жилищно-коммунальном обслуживании, сохранение муниципального жилого фонда и объектов коммунального назначения, повышение уровня благоустройства населенных пунктов.

05.09.2001 между администрацией объединенного муниципального образования Татищевского района Саратовской области и МУП “Управление ЖКХ и СМР“ был заключен договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения.

Пунктом 2.1 договора хозяйственного ведения от 05.09.2001 предусмотрено, что предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом в соответствии с назначением имущества, целями деятельности предприятия, а также в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом предприятия с ограничениями, установленными настоящим договором.

Предприятие обязалось пользоваться закрепленным за ним имуществом по прямому назначению для осуществления уставной деятельности (пункт 3.1.1 договора).

27 ноября 2002 года МУП “Управление ЖКХ и СМР“ обратилось к главе объединенного муниципального образования Татищевского района с ходатайством об изъятии имущества, находящегося в собственности Татищевского района и закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, так как данное имущество не требуется для осуществления деятельности в сфере управления и содержания
жилищного фонда.

Главой объединенного муниципального образования Татищевского района Саратовской области издано распоряжение от 24.12.2002 N 1412, которым постановлено изъять из хозяйственного ведения МУП “Управление ЖКХ и СМР“ муниципальное имущество согласно приложению, Управлению имущественных и земельных отношений обеспечить прием указанного имущества у МУП “Управление ЖКХ и СМР“.

Указанное имущество в соответствии с распоряжением от 24.12.2002 N 1413 передано в хозяйственное ведение МУП “Жилищник“ согласно приложению.

Всего по указанным выше распоряжениям было изъято и передано имущества на сумму 18 901 336,45 руб.

24 декабря 2002 года между администрацией объединенного муниципального образования Татищевского района Саратовской области и МУП “Жилищник“ заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП “Жилищник“.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.01.2008 по делу N А57-17/08-32 в отношении МУП “Управление ЖКХ и СМР“ открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим назначен Овченков И.Ю.

Конкурсный управляющий МУП “Управление ЖКХ и СМР“ Овченков И.Ю. полагая, что распоряжения от 24.12.2002 N 1412 и 1413 изданы с превышением полномочий собственника, определенных статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и нарушают права и интересы МУП “Управление ЖКХ и СМР“, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые ненормативные акты не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, заявителем пропущен срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ на подачу заявления в арбитражный суд.

Между тем судами не учтено следующее.

Предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными распоряжений от 24.12.2002 N 1412 и
N 1413 как ненормативных правовых актов, принятых в ответ на ходатайство от 27.11.2002 об изъятии имущества, по сути, оспаривало сделку, направленную на прекращение права хозяйственного ведения предприятия спорным имуществом и на изъятие его у предприятия. Однако это заявление рассмотрено арбитражными судами как заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов без учета существа данного требования.

Согласно пункту 5 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.

При этом ни ГК РФ, ни Закон N 161-ФЗ не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.

С учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.

Кроме того, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

Следует также отметить, что пунктом 40 Постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О
некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК РФ и иными законами. При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.

Согласно пункту 1 статьи 103 и пункту 3 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон) сделка, совершенная должником, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению конкурсного управляющего по основаниям, предусмотренным этим Законом. В таких случаях иск о признании сделки недействительной или применении последствий недействительности ничтожной сделки предъявляется конкурсным управляющим от имени должника.

Поскольку заявленные требования следовало рассмотреть как требование о недействительности сделки, следовательно, и порядок применения срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, в рамках рассматриваемых правоотношений не применим.

Исходя из вышеизложенного, ввиду того, что заявленное конкурсным управляющим требование было рассмотрено судами как требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, а не как требование о недействительности сделки, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение по правилам искового производства.

Данная позиция сформирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 10984/08.

Кроме того, при новом рассмотрении дела в порядке части 3 статьи 289 АПК
РФ суду разрешить вопрос о распределении судебных расходов, понесенных в связи с подачей кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.07.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009 по делу N А57-1388/2009 отменить.

Направить дело N А57-1388/2009 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.