Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.02.2010 по делу N А57-1296/06 Суд удовлетворил исковые требования о взыскании убытков за спорный период, поскольку установил, что порядок возмещения транспортным организациям расходов, понесенных в связи с исполнением Федерального закона “О ветеранах“, в спорный период утвержден не был, поэтому истец обоснованно определил расходы на основании методики, существовавшей на тот период.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2010 г. по делу N А57-1296/06

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия “Балаковоэлектротранс“ и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, г. Саратов,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.09.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009

по делу N А57-1296/06

по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия “Балаковоэлектротранс“, г. Балаково Саратовской области, к Министерству здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, г. Саратов, Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов, Министерству
финансов Российской Федерации, г. Москва, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва, о взыскании убытков в размере 52 189 300 руб., с участием третьего лица - Комитета по финансам администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области, г. Балаково Саратовской области,

установил:

муниципальное унитарное предприятие “Балаковоэлектротранс“ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков, возникших в связи с реализацией в 2003 году положений Федерального закона “О ветеранах“ в сумме 14 299 300 руб. за период с января по декабрь 2003 года.

Определением от 30.11.2006 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве ответчика - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области (далее - Минфин).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.12.2007 исковые требования удовлетворены в части взыскания с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина в пользу истца убытков за декабрь 2003 года в размере 1 931 400 рублей, в остальной части иска отказано. В отношении остальных ответчиков в иске отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 решение суда от 03.12.2007 отменено в части взыскания убытков за декабрь 2003 года, в остальной части решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 27.08.2008 решение и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков за период с 01.01.2003 по 30.11.2003 отменил. Дело
в указанной части направил в Арбитражный суд Саратовской области для рассмотрения требований по существу. Постановление апелляционной инстанции в части отмены решения о взыскании 1 931 400 рублей убытков за декабрь 2003 года отменил, решение в данной части оставил в силе.

При новом рассмотрении дела истец в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований и просил взыскать убытки за период с января по декабрь 2003 года в сумме 52 189 300 руб. (в том числе за декабрь 2003 года - 5 874 800 руб.), в связи с изменением истцом методики расчета убытков, закрепленной в Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайно-троллейбусного транспорта, утвержденной Постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 28.06.2002 N 149 (далее - Инструкция от 28.06.2002 N 149), согласно которой количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда.

Арбитражным судом Саратовской области определением от 17.08.2009 было принято увеличение размера исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ до 52 189 300 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.09.2009 (с учетом определения об исправления опечатки от 01.10.2009), оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина в пользу истца взысканы убытки в сумме 12 367 000 руб. за период с января по ноябрь 2003 года, в остальной части иска и к остальным ответчикам отказано.

При принятии судебных актов, судебные инстанции исходили из того, что понесенные истцом в 2003 году
расходы, связанные с предоставлением льгот по перевозке ветеранов должны возмещаться Российской Федерацией в лице Минфина. Вместе с тем удовлетворяя частично исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что в спорном случае при определении размера убытков следует применять результаты натурного метода обследования пассажиропотока, как наиболее точного, и на котором были первоначально основаны требования истца.

В кассационной жалобе Минфин просит решение суда первой инстанции от 21.09.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 26.11.2009 в части удовлетворения исковых требований отменить, в иске о взыскании убытков за 2003 год отказать, указывая, что таблицы обследования пассажиропотока, представленные истцом в материалы дела, не соответствуют Методологическим рекомендациям по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), утвержденным Госкомстатом России по статистике 19.12.2001, Инструкции от 28.06.2002 N 149, Постановлению Госкомстата России от 25.07.2002 N 158 “Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере услуг, транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, правонарушений, науки и инноваций на 2003 год“.

Истец в кассационной жалобе просит принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, удовлетворив их в полном объеме, мотивируя неправильным применением норм материального права, не соответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает, что в связи с допущенными нарушениями проведенные истцом натурные обследования пассажиропотока в 2003 году признаны Главой администрации Балаковского муниципального района Саратовской области несостоявшимися. Коэффициент соотношения объемов платных и бесплатных пассажиров, учитываемый при расчете убытков транспортных организаций в установленном порядке органом местного самоуправления не утверждался, в связи с чем судами неправомерно
определен размер убытков исходя из результатов натурного метода обследования, как наиболее точного. В соответствии со сложившейся судебной практикой истцом правомерно основан расчет убытков в соответствии с пунктом 29 Инструкции от 28.06.2002 N 149 на следующих показателях: количество граждан, пользующихся бесплатным проездом; 50 поездок одного льготника в месяц; тариф на проезд.

В судебном заседании 15.02.2010 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 11 час. 45 мин. 19.02.2010.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе с участием представителя истца.

До рассмотрения дела судом кассационной инстанции от истца поступило ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания убытков за декабрь 2003 года в сумме 5 874 800 руб. как ошибочно заявленные при новом рассмотрении дела, поскольку постановлением суда кассационной инстанции от 27.08.2008 решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.12.2007 в части взыскания убытков за декабрь 2003 года в размере 1 931 400 руб. оставлено в силе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Пунктом 5 данной нормы процессуального права установлено, что арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Заявленный истцом отказ от исковых требований не противоречит закону и не нарушает права и интересы третьих лиц, в связи с чем принимается судебной коллегией.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия
находит их подлежащими изменению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец в 2003 году во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ (далее - Федеральный закон “О ветеранах“) предоставлял гражданам льготы в виде бесплатного проезда.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.

Государство не отменяло и не приостанавливало действие Федерального закона “О ветеранах“, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) пришли к правомерному выводу о взыскании понесенных истцом расходов за счет казны Российской Федерации в лице Минфина, что соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).

В соответствии с пунктом 29 Инструкции от 28.06.2002 N 149 количество лиц с правом бесплатного проезда устанавливается на основании информации (справок), полученной от организаций, выдавших документы, дающие право на бесплатный проезд (городских военных комиссариатов, местных органов социального обеспечения и других).

Количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда, или на основании периодически проводимых натурных обследований, в результате которых определяется коэффициент соотношения объемов платных и бесплатных пассажиров (количество бесплатных пассажиров, приходящееся на каждого платного). В дальнейшем этот коэффициент в виде постоянной величины (на срок до проведения нового
обследования) используется для расчета объема бесплатных пассажиров. Для проведения натурных обследований предлагается применять Методические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), утвержденные Госкомстатом России 19.12.2001.

Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из количества перевезенных пассажиров, определенного путем натурного метода обследования, как одного из предусмотренных пунктом 29 Инструкции от 28.06.2002 N 149 способа определения этого количества.

При этом суд не установил незаконность расчетного метода исходя из 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда, также предусмотренного указанным пунктом Инструкции от 28.06.2002 N 149, как способа определения количества льготных пассажиров, используемого истцом при определении размера убытков.

Исходя из положений указанного пункта 29 Инструкции от 28.06.2002 N 149, перевозчик для определения количества перевезенных льготных граждан вправе сам выбрать либо расчетный метод, либо метод натурных обследований.

Этим правом и воспользовался истец при новом рассмотрении дела. Уточненный расчет убытков основан на численности ветеранов, количестве поездок одного льготника в месяц, установленном пунктом 29 Инструкции от 28.06.2002 N 149, тарифах на проезд.

Все используемые в этом расчете показатели подтверждены соответствующими документами уполномоченных органов и ответчиком не оспорены.

Поскольку в спорный период порядок возмещения транспортным организациям расходов, понесенных в связи с исполнением Федерального закона “О ветеранах“, утвержден не был, истец обоснованно определил расходы на основании методики, существовавшей на тот период, что соответствует позиции выраженной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2008 N 12479/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 23.04.2007 N 1476/07.

Учитывая, что фактические обстоятельства дела судом установлены, суд кассационной инстанции считает возможным удовлетворить исковые требования
о взыскании убытков за период с января по ноябрь 2003 года в увеличенном размере.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 49, 150, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

принять отказ муниципального унитарного предприятия “Балаковоэлектротранс“ от иска в части требования о взыскании 5 874 800 руб. убытков. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.09.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 по делу N А57-1296/2009 в части отказа в удовлетворении требований о взыскании убытков в сумме 5 874 800 руб. отменить, производство по делу в указанной части прекратить.

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.09.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 по делу N А57-1296/2009 изменить, увеличив сумму взыскания с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на 33 946 600 руб. убытков в пользу муниципального унитарного предприятия “Балаковоэлектротранс“.

В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.09.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 по данному делу оставить без изменения.

Кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия “Балаковоэлектротранс“ удовлетворить.

Кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области оставить без удовлетворения.

Поручить Арбитражному суду Саратовской области выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим постановлением.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.